Как гласит История, это разговорное, шутливо-фамильярное и бранное прозвище украинцев.
Но вначале это идиома не несло в себе унизительного значения, а использовалось только как название национальности.
Впервые оно встречается для обозначения православных жителей Речи Посполитой в 1630-х годах в сообщениях властей пограничных городов.
В 1644 году оно впервые более конкретно используется по отношению к запорожским казакам.
В Сибири в XIX веке хохлами называли не только украинцев, но и белоруссов, и русских переселенцев из южных районов европейской части России.
Некоторые группы украинских переселенцев нередко использовали его в качестве самоназвания, указывающего на их отличие от русских.
Многие исследователи считают, что происхождение прозвища связано, прежде с запорожскими казаками, которые в старину выбривали голову, оставляя только собранные в торчащий чуб, который на местном наречии звучал, как -хохол, прядь волос.
В Киевской Руси такой чуб мог означать принадлежность к знатному роду. В частности, сохранилось византийское описание внешности князя Святослава Игоревича, который носил чуб, как признак знатности рода».
По другой версии, «хохол» имеет тюркское происхождение, которое означает «сын степи» или степняк-христианин, что было отличительным признаком для иноверцев.
Для запорожских и донских казаков, а так же беглых из окрестностей Киева, да и всея Руси, хохолок был символом свободы, отличительной чертой казачьей вольницы.
В XIX веке определение «хохол» стало именем нарицательным, как формат душевного, психологического, нравственно-этического состояния деревенского человека.
Его преднамеренно переиначили на приграничных вотчинах поляков, австро-венгров, румын в собирательный образ, обозначающий жадность торгующих крестьян.
Но на границах Киевского княжества тысячи деревень переходили из рук в руки, то к Речи Посполитой, то Австро-Венгрии, то России.
Поэтому в этой смысловой интерпретации, прозвище распространилось на всех ярмарках и рынках, где хохлами именовали всех приезжающих в города торговать крестьян.