На рубеже 10-12 веков торговля в российских деревнях практически отсутствовала. Поэтому крестьяне собирались на «торги» или «торжки», чтобы продать излишки своей продукции и прикупить необходимые в хозяйстве товары и обновки.
Торговали обычно два-три дня на площадях городов или небольших поместий, продавая хлеб, зерно, скот или ткани. А скоморохи развлекали народ, устраивая представления с медведями и козами, играя на дудках, балалайках и трещотках.
Ярмарками, что на польском означает «ежегодный рынок», эти торги
в 15 веке прозвали иноземные купцы-поляки. К 17- му же столетию название прочно утвердилось в русском языке.
В 18 веке ярмарки распространились по всей России, и купить на них можно было все, что душе угодно: домашнюю скотину, разносолы всех мастей, напитки, меха, одежду, алкоголь, а так же шедевры гончарного, кузнечного и ткацкого искусства.
Во время ярмарок издавались брошюры, путеводители, календари, открытки и даже регулярная пресса, в которой публиковались реклама товаров, ярмарочные новости, заметки о забавных происшествиях и авторские статьи. Здесь же на балаганах выступали артисты с концертами, цирковыми и кукольными спектаклями.
За порядком следила полиция и охрана, в обязанности которых входил строгий надзор за торговыми точками во избежание воровства и хулиганства.
Проводились торги по выходным, праздникам, по месяцам — сезонам или раз в год и длились от двух- трёх дней или недель и до полутора месяцев. Самой масштабной в России в 19 веке была Нижегородская ярмарка.