Главные принципы «зелёного» государственного бюджета
Афанасьев Мстислав Платонович, доктор экономических наук, профессор, ИНП РАН, CEMI, НИУ ВШЭ
Список презентаций и публикаций докладчика: https://ecfor.ru/person/afanasev-mstislav-platonovich/
Шаш Наталия Николаевна, доктор экономических наук, профессор, РЭУ им. Г.В. Плеханова
Выходные данные: Афанасьев М.П., Шаш Н.Н. The main principles of “green” public budget // Сайт ИНП РАН. — 5-7 декабря 2021. — LXII сессия Российско-французского семинара по денежно-финансовым проблемам современной российской экономики. — URL: https:// ecfor.ru/publication/osnovnye-printsipy-zelyonogo-byudzheta/ (дата обращения: 12.07.2022).
Страница с файлом презентации: https://ecfor.ru/publication/osnovnye-printsipy-zelyonogo-byudzheta/
00:00:00 Значение темы зеленого госбюджета
00:04:15 Список литературы
00:06:23 Бюджет Франции vs Бюджет России
00:11:22 Зеленый бюджет Франции
00:18:14 Определяющие принципы зеленого бюджета
00:23:49 Зеленый бюджет: Россия
00:28:48 Выводы
00:30:25 Комментарий Б.Н. Порфирьева
00:37:27 В какой мере зеленая повестка – реальная потребность, а в какой – конкурентная борьба?
——————————
Институт Народнохозяйственного Прогнозирования Российской Академии Наук занимается разработкой экономических прогнозов, стратегий регионального развития и прогнозно-аналитическими исследованиями для крупного бизнеса и органов госуправления. Для тех, кто интересуется экономикой, на нашем канале мы выкладываем выступления наших сотрудников и приглашенных экспертов, которые проходят внутри института.
——————————
Другие выступления экономистов на нашем канале, с рубриками по разделам экономики: https://www.youtube.com/channel/UCxGNjiX7kMHyP7yiEn-hmjw/playlists
На нашем сайте в каталоге публикаций Вы найдете выступления наших сотрудников в других СМИ, а также наши научные статьи и другие материалы по экономике:
● Современные механизмы управления государственными финансами внедряются в ответ на современные вызовы и задачи, которые в тот или иной момент стоят перед правительствами различных стран мира.
● Одной из последних таких глобальных инноваций в ответ на возрастающий интерес международного сообщества к проблемам изменения климата и сохранения биоразнообразия на планете является «зеленое» бюджетирование как инструмент формирования бюджетной политики для достижения экологических и климатических целей.
● На его появление в значительной степени повлияли Цели устойчивого развития ООН на период до 2030 года, которые были поставлены в 2015 году. Шесть из семнадцати из них (ЦУР 6, 7, 12, 13, 14 и 15) напрямую связаны с экологические и климатические проблемы. На него также повлияло Парижское соглашение по климату для разработки ЦУР.
Международные инициативы в сфере зеленого (экологического) бюджета
● Движущей силой развития концепции зеленого бюджета в мире является ОЭСР, которая в декабре 2017 года запустила Парижское сотрудничество по созданию зеленого бюджета.
● Целью сотрудничества между странами является адаптация традиционных инструментов бюджетирования таким образом, чтобы помочь связать национальные системы сбора доходов и создания государственных расходов с климатическими и другими экологическими целями.
● Это означает установление четкой связи между государственными финансами и их воздействием на окружающую среду.
Определение зеленого бюджета и принципов внедрения
● ОЭСР определяет «зеленое» бюджетирование как процесс использования инструментов создания бюджетной политики для достижения экологических и климатических целей, который включает в себя оценку влияния бюджетной и налоговой политики на окружающую среду и оценку ее согласованности с выполнением национальных и международных обязательств.
● В то же время экологическое бюджетирование рассматривается как один из инструментов бюджетного реформирования, способствующий информированной, основанной на фактах дискуссии об устойчивом развитии как среди экспертов, так и в обществе в целом.
● Для целей настоящей публикации понятия «зеленого» и «экологического» бюджетирования идентичны.
● Рекомендации ОЭСР заключаются в том, что подходы к созданию «зеленого» бюджета должны быть интегрированы в уже существующую в стране систему управления государственными финансами таким образом, чтобы использовались самые сильные стороны бюджетного процесса и адаптировались к существующим ограничениям.
Например:
● «зеленое» бюджетирование может быть интегрировано в цели деятельности, связанные с национальными задачами в области окружающей среды и климата;
● Практика формирования зеленого бюджета может быть успешно реализована при создании и публикации обзоров бюджетных расходов, в основном по расходам на экологию.