Федеральный бюджет на 2022-2024 гг.: особенности и перспективы
Савчишина Ксения Евгеньевна, научный сотрудник ИНП РАН
Список презентаций и публикаций докладчицы: https://ecfor.ru/person/savchishina-kseniya-evgenevna/
Выступление прошло 30 ноября 2021 в рамках сессии «Особенности бюджетной политики в современных российских условиях» Секции Управления Экономики Центрального Дома Ученых. Все выступления сессии: https://ecfor.ru/publication/osobennosti-byudzhetnoj-politiki
Выходные данные: К.Е. Савчишина. Закон о Федеральном бюджете на 2022-2024 гг.: основные особенности и перспективы в контексте экономического развития / Савчишина К.Е. // Сайт ИНП РАН. — 30 ноября 2021. — Центральный Дом Ученых, заседание «Секции Управления Экономикой». — URL: https:// ecfor.ru/publication/osobennosti-byudzhetnoj-politiki/ (дата обращения: 12.04.2022).
Страница с файлом презентации: https://ecfor.ru/publication/osobennosti-byudzhetnoj-politiki
00:00:00 Ситуация с бюджетом в текущем году
00:01:45 Федеральный бюджет 2022-2024
00:11:18 Источники финансирования дефицита бюджета
00:12:14 Выводы
00:16:09 Вопрос: если доходы регионов повышаются внезапно, могут ли они погашать свой долг за счет этих средств?
00:16:54 Вопрос: как бюджет может ускорить экономический рост?
——————————
Другие выступления экономистов на нашем канале, с рубриками по разделам экономики: https://www.youtube.com/channel/UCxGNjiX7kMHyP7yiEn-hmjw/playlists
——————————
Заметки:
«Новое» в законе о ФБ — 2022 :
● Планируемые уровни как доходов, так и расходов в 2022-2023 гг. было повышены относительно версии закона о бюджете на 2021-2023 гг.
● Оценка доходов федерального бюджета была повышена на 39% для 2022 г. и на 23% для 2023 г. При этом расходы планируется увеличить только на 13% и 11% относительно прошлогоднего варианта бюджета, что позволит исполнить бюджет с профицитом в 1.3 трлн руб. в 2022 г. и 0.3 трлн. руб. в 2023 г. (год назад Минфин прогнозировал дефицит в -1.3 и -1.4 трлн. руб. соответственно).
● При этом практически полностью улучшение показателей по доходной части бюджета было предопределено формированием высокой базы в 2021 г., тогда как в 2022-2024 гг. планируется замедление динамики доходов: в новом законе о федеральном бюджете предполагается, что в 2022 г. доходы увеличатся на 5% (год назад планировался рост на 10%), в 2023 г. — на 2% (ранее предполагался рост на 8%).
● Несмотря на повышение объемов финансирования расходов, их динамика будет в 2022 г. отрицательной в номинальном выражении и нулевой в 2024 г. в реальном выражении. В реальном выражении расходы федерального бюджета сократятся на 3% относительно уровня 2021 г., расходы бюджетной системы – увеличатся только на 2%.
Закон о ФБ 2022-2024: основные особенности — выводы
● Проект закона о бюджете на 2022-2024 гг. предполагает первостепенное выполнение бюджетного правила и переход к практически бездефицитному бюджету. Бюджетная политика несколько смягчится, но только благодаря повышению прогноза по бюджетным доходам. При этом предполагается, что прирост доходов бюджетной системы будет определяться ненефтегазовыми доходами ФБ и собственными доходами региональных бюджетов, что, в свою очередь, определяет требования к темпам экономического роста
● «Запас прочности» заложен только на уровне федерального бюджета (при этом, этот запас представляется избыточным), тогда как степень устойчивости региональных бюджетов требует достаточно высокой динамики производства и потребления
● Однако, по оценкам ИНП РАН, прирост ВВП при действующей бюджетной политике не превысит 2.1-2.6% в год (что ниже заложенного в бюджете 3%-процентного роста ВВП)
● Потребление домашних хозяйств будет прирастать темпами не выше 3%, госпотребление – не более 1% в год. Инвестиции в 2022 г. увеличатся на 3.2%, в том числе государственные инвестиции – на 2.3%, в 2024 г. эти показатели снизятся до +1.7% и 2% соответственно
● Кроме того, в бюджете не учтены возможные ограничения в связи с эпидемиологической обстановкой, которую по прежнему нельзя считать благополучной. Значительный объем неиспользованных дополнительных нефтегазовых доходов, безусловно, позволит нарастить объем финансирования расходов на федеральном уровне и увеличить межбюджетные трансферты (как это было в 2020 и 2021 гг.), однако опыт прошлых лет показывает, что существенное увеличение расходов в течение текущего финансового года приводит к снижению процента их исполнения как на федеральном, так и на региональном уровне. Это повышает требования к качеству прогнозирования объемов бюджетных доходов и расходов, особенно в первый год оцениваемого периода