Как гласит История, от “Черной смерти“ в 1340-х годах в Европе погибли десятки миллионов человек, поэтому ее сравнивают с Концом света.
Но гены европейцев, переживших бубонную чуму, изменились и сделали их потомков более устойчивыми к болезням.
Хорошая наследственность помогала им в дальнейшем бороться с инфекцией успешнее, чем тем, у кого её не было.
Кроме того, Чума стала гигантской лабораторией естественного отбора — отсева слабых и немощных.
До эпидемии больницы были лишь местом изоляции заболевших, без профессиональных врачей и медсестер.
Весь персонал состоял из монахов и монахинь, которые больше заботились о духе, чем о плоти.
Лечение пациента ограничивалось травяными настоями, исповедью и молитвой.
Чума же превратила благотворительные заведения по приёму вдов, сирот и юродивых в госпитали, где больные могли получить квалифицированную медицинскую помощь.
Благодаря чуме, Анатомия и хирургия вошли в образовательные программы университетов, а медицина из всех естественных наук стала главной.
Чума косила всех: и бедняков, и королей.
Вышившие после неё осознали, что все люди равны перед смертью, а разделение на классы и сословия не более, чем условность.
В изобразительном же искусстве появилось направление под названием «макабр» или «пляска смерти», показывающее бренность человеческого бытия.
В этих произведениях художники обычно рисовали танцующую «смерть», которая ведет за собой совершенно разных людей, занятых повседневной работой.
Полотно Питера Брейгиля «Триумф смерти» — яркий пример этого жанра.