Экономика России в 2020 году: анализ и прогноз // Широв
Широв Александр Александрович, заместитель директора ИНП РАН, член-корреспондент Российской Академии Наук
Список презентаций и публикаций докладчика: https://ecfor.ru/person/shirov/
Выходные данные: А.А. Широв. Экономика России в 2020: анализ и краткосрочный прогноз / Широв А.А. // Сайт ИНП РАН. — 7 июля 2020. — LIX Сессия Российско-французского семинара по денежно-финансовым проблемам современной российской экономики. — URL: https:// ecfor.ru/publication/ekonomika-rossii-2020-kratkosrochnyj-prognoz/ (дата обращения: 12.08.2020).
График: как развивалась ситуация в России, Франции и Италии.
Позитивные эффекты локдауна ограничены экономическим ущербом.
Остановка строительных работ и крупных промышленных предприятий оказалась неэффективной.
Посткоронавирусная система здравоохранения потребует создания мобилизационных резервов, что увеличит стоимость медицинской страховки или бюджетные расходы на медицину. Возникает вопрос какие налоги могут компенсировать новые расходы бюджета.
00:10:42 Среднесрочные перспективы экономики России
Экономическая динамика в мае оказалась хуже, чем в апреле. В течение всего апреля был локдаун, а в мае уже начали открываться некоторые производства. Торговля в апреле снизилась на 23%, в мае – около 20%. Промышленность в апреле упала на 7,6%, а в мае около 10%. Снизилось потребление электроэнергии почти на 6%. Есть относительно позитивные моменты – например, спад в строительстве оказался не таким сильным.
Инфляция росла достаточно низкими темпами. Экономический рост тоже был слабым. Это создает проблемы для восстановления экономики в ближайшие годы. Вероятно, восстановление будет достаточно вялым. Спад ВВП будет около 5,3%. Потребление населения снизится примерно на 6%. Инвестиции примерно на 10%. Единственный элемент конечного спроса, который будет расти останется государственное потребление. То есть государственное потребление будет работать на экономический рост, но вклад его будет относительно незначительным. А восстановление экономики будет не очень быстрым из-за различных бюджетных и финансовых ограничений.
00:16:20 Ограничения роста экономики
Есть растущие виды деятельности – фармацевтика, химическое производство, пищивое производство. Лидер снижения – автомобили и транспортный сектор. Но ключевой момент в том что больше половины спада определяется снижением добычи полезных ископаемых из-аз договоренностей с ОПЭК.
Потенциал роста российской экономики сократился до 3,5%. Главные потери – потенциал чистого экспорта и вклад инвестиций в основной капитал.
00:21:02 Система мер поддержки экономики
Самый высокий мультипликатор у мер поддержки кредитования, мер поддержки бизнеса и вложения в инвестиционные проекты, а малый – у прямых мер поддержки бизнеса, бюджетных инвестиций и экспортных субсидий. Но важен не только сам мультипликатор, но и емкость этих каналов.
По масштабу текущий план мер поддержки уступает тому, что было в кризис 2009 года. Однако надо отметить, что сейчас нет проблемы с банковской системой и внешними кредитами. Тем не менее, тот пакет антикризисных мер поддержки, что сейчас есть недостаточен, чтобы достичь быстрого выхода экономики.
Другие страны задействовали более масштабные меры.
00:28:31 Бюджетный дефицит
Почти все страны мира будут вынуждены формировать дефицитные бюджеты. Возникает вопрос как этот дефицит будет финансироваться. Дефицит российского бюджета составит примерно 5% ВВП. Что не так много по сравнению с фондом национального благосостояния. И вроде бы мы наконец можем использовать ресурсы этого фонда. Но из него будет потрачено не более 0,5% ВВП. А все остальные деньги будут взяты из внутренних заимствований.
Логика такого решения в том, что у банков скопилась значительная ликвидность и в промышленности не так много хороших заемщиков. Однако логика довольно странная, по-видимому, так как чтобы накопить средства ФНБ занижался экономический рост. Что приведет к L -образному выходу из кризиса. Плюс к тому мы сохраняем бюджетное правило.
00:36:47 Национальный антикризисный план
План состоит из ключевых 6 разделов. Проблема в том, что значительная часть антикризисного плана перекочевала из других планов. Новых денег в экономике появится не так много, и потому не приходится ожидать большего прироста ВВП. Пока наполнение антикризисного плана, по-видимому недостаточно. Такая его конфигурация снижает среднесрочный потенциал экономического роста, возможность быстрого восстановления экономики и концентрирует накопленные проблемы, дополняя их новыми. А для достижения среднесрочных целей экономики России ничего не изменилось.
00:46:49 ? Есть ли неожиданные процессы в отраслях?
00:51:26 ? Реально ли достичь 3,5% темпов роста к 2025?
00:55:58 ? Можно ли активней использовать имеющиеся средства для роста экономики?
01:00:23 Говтвань. О потенциале роста и господдержке