Экономика Азиатской России || Как связаны структурная и пространственная политика?

Крюков Валерий Анатольевич. Член-корр. РАН, директор ИЭОПП СО РАН, главный научный сотрудник Центра ресурсной экономики, главный редактор Всероссийского экономического журнала «ЭКО».

Суслов Никита Иванович, доктор экономических наук, профессор, зам. директора по науке ИЭОПП СО РАН

Авторы:
В.А. Крюков, В.Е. Селиверстов, Н.И. Суслов, В.В. Шмат (ИЭОПП СО РАН, г. Новосибирск)

Выступление состоялось в рамках прошедшей 24-25 марта 2022 г. IV-й Всероссийской научно-практической конференции «Анализ и прогнозирование развития экономики России», организованной ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН.

Другие выступления конференции: https://ecfor.ru/iv-sovmestnaya-konferentsiya-inp-ran-i-ieopp-ran

Выходные данные: Крюков В.А. О взаимосвязи структурной и пространственной политик в Азиатской России и ее влиянии на экономику страны / В.А. Крюков, В.Е. Селиверстов, Н.И. Суслов, В.В. Шмат // Сайт ИНП РАН. — 24-25 марта 2022, Белокуриха. — IV-я Всероссийская научно-практическая конференция «Анализ и прогнозирование развития экономики России». — URL: — URL: https:// ecfor.ru/publication/strukturnaya-i-prostranstvennaya-politika-v-aziatskoj-rossii (дата обращения: 16.05.2022).

Файл презентации: https://ecfor.ru/publication/strukturnaya-i-prostranstvennaya-politika-v-aziatskoj-rossii

00:00:00 Вступление
00:03:27 Состояние мировой экономики
00:05:54 Двухконтурная валютная система
00:10:50 Состояние внешней торговли
00:16:55 Возможные сценарии дальнейшего развития
00:19:04 Что будет с инфляцией?
00:24:03 Прогнозы
00:30:23 Меры поддержки
00:31:19 Связь с региональной экономикой

——————————

Заметки:

Экономика Сибири (данные по СФО) – неустойчивость и нарастание негативных тенденций

Отток населения — с 2013 года от 8 до 30 тыс. человек ежегодно.

Падение денежных доходов населения — уровень среднедушевых денежных доходов населения по отношению к среднему по стране сократился с 83,2 % в 2005 г. до 77 % в 2020 г., в 2020 г. в СФО – 27,5 тыс.рублей, РФ – 35,4 тыс.рублей.

Отставание темпов социально-экономического развития СФО от среднероссийского уровня — доля ВРП округа в ВРП страны уменьшилась с 13,7% в 1995 г. до 9,8% в 2019 г.

Усиление сырьевого характера экономики — за последние 15 лет в структуре ВРП в 2,2 раза выросла доля добычи полезных ископаемых, доля обрабатывающих производств снизилась на треть. В экономике Сибири имеет место увеличение доли начальных переделов переработки сырья.

Нарастание фрагментации экономического пространства – компании по добыче и освоению природных ресурсов (в Арктическом и Северном поясе Сибири) в уменьшающейся степени используют производственно-технологический потенциал городов Южного пояса СФО (ресурсные компании практически не участвуют в развитии машиностроения и создании в городах СФО центров производственно-технологических сервисов).

 Низкое качество среды жизнедеятельности граждан:
● в Сибири находится более 60% из числа наиболее загрязненных в экологическом отношении населенных пунктов страны, в т.ч. крупные города (Норильск, Красноярск, Абакан, Новокузнецк, Кызыл и другие) испытывают экологические проблемы, в особенности – загрязнение воздуха;
● для крупных городов округа характерна проблема перегруженности улично-дорожной сети;
● из 114 городов округа только 8 имеют благоприятную городскую среду. Новосибирск и Омск на протяжении 3х лет признаются худшими по качеству городской среды из 15 городов-миллионников страны.

Выводы и соображения – куда двигаться дальше

Имеем:
● слабую инвестиционную политику; меры по усилению стимулов к инвестированию на основе активизации фискальной инвестиционной политики и монетарном смягчении вне сочетания с институциональными мерами не дают ожидаемого результата
● рыночный механизм обеспечивает достижение только краткосрочных целей развития
● в результате — низкие темпы роста в России – АзР отстает от ЕвР; опережает, если средние темпы роста не ниже 3-3,5%.
Необходимы:
● комплексная пространственная политика — достижение стратегических социально-экономических целей через призму конкретной проектной деятельности, координируемой государством;
политика крупного инвестиционного импульса, в основе которой комплементарность, эшелонированность, формирование цепочек создания социальной ценности»
● стремление к достижению синергии – на уровне проектов и в пространстве.
● приоритет созданию высокотехнологичных рабочих мест и развитию внутреннего рынка;
● финансирование за счет заемных средств, источниками которых видятся накопленные резервы, средства финансовой системы, населения, организаций, обладающих свободными ликвидными активами;
● реализация гибких индивидуальных схем финансирования; государство – организация, координация, контроль и, возможно, предоставление гарантий, создание специальных институтов;
● переход от «древовидной» структуры транспортного комплекса и транспортной сети к «шахматной/сетевой» совокупности взаимодействующих элементов разных видов транспорта.


#ИНПРАН #экономика #ИЭОПП