COVID (сессия 2): перспективы отраслей российской экономики
Предыдущая часть (сессия 1): https://youtu.be/Gg1hmLa2OFE
Следующая часть (сессия 3): https://youtu.be/3ZIYxP-EB2U
Таймкоды в комментариях к видео.
Семинар «Отрасли и регионы» под руководством Кувалина Д.Б. и Борисова В.Н. Семинар состоялся 13 мая в закрытом режиме для сотрудников ИНП РАН.
Выходные данные: «Влияние COVID-19 на отрасли экономики, сессия 2» // Сайт ИНП РАН. — 13 мая 2020. — Семинар «Отрасли и регионы» . — URL: https://ecfor.ru/publication/koronavirus-i-otrasli-ekonomiki/ . (дата обращения: 15.05.2020)
——————————
Заметки
Устинов В.С. Текущая ситуация в металлургии и перспективы
Мы находимся в ситуации высокой неопределенности. Исследовательские центры отказываются давать прогнозы. Биржевые цены на металл и сырье упали не так существенно. Производство и поставки из Австралии стабильны, в Бразилии могут быть проблемы (в Канаде, Индии и ЮАР ограничения уже были). Инвестиционные проекты приостановлены. По металлолому ситуация другая – его стало меньше. Выплавка стали во многих странах не сократилась. Ситуация с никелем. Российские компании планируют в небольшой степени снизить инвестиции. Выход из кризиса может потребовать мер поддержки стороны спроса.
Блохин А.А. Ключевые моменты в картине экономического кризиса
Вирус – не причина, а повод кризиса. Корпорации и правительства воспользовались ситуацией, чтобы сбросить обязательства. Назрел передел активов, как в мире, так и в России. Временные рамки экономического кризиса. Развилка – следующая волна экономического роста может оказаться не очень сильной, и если это так, то будут следующие волны кризиса. Глубинная причина кризиса в том, что альфа-бизнес становится все менее эффективным даже с учетом институциональной ренты. Все пострадавшие отрасли в России объединяет одно – это сегменты потребительского рынка. Инициаторы нового укрупнения бизнеса в России – вероятно будут, и государство и бизнес. Может возникнуть новая, другая экономика.
Ползиков Д.А. Состояние сельского хозяйства.
Последние годы сельское хозяйство росло довольно динамично. Состояние на апрель-май по официальным данным пока не известно. Три ключевых фактора: карантин, снижение занятости и реальных доходов населения, девальвация рубля. Ситуация в растениеводстве и животноводстве отличается. В растениеводстве производственный цикл длинный и большая часть озимых уже посеяна, а яровые сеют сейчас, но производственные ресурсы для этого закупаются зимой. Особых проблем из-за карантина здесь нет. Но сборы в 2019 г. были рекордными, и повторить их в этом вряд ли удастся. Плюс погода была не идеальная. Один из наиболее пострадавших от коронавируса сегментов – тепличное овощеводство. Животноводство тоже довольно инерционный сектор и потому можно ожидать в этом году будут давать результаты заделов предыдущих годов. Из-за сложностей по сворачиванию производства возможно сворачивание старых производств из-за падения спроса.
Королев И.Б. Ситуация с занятостью и трудовыми ресурсами.
До кризиса ситуация на рынке труда была сравнительно стабильной. Ситуация поменялась. Данных пока мало. Рост официально зарегистрированных безработных составил два раза. Снижается число открытых вакансий. Можно ожидать не только роста безработицы, но и снижение заработных плат. Долгосрочно можно ожидать увеличение затрат на труд бизнеса из-за возрастания издержек на социальное дистанцирование и тому подобные вещи. На повышение безработицы накладывается повышение пенсионного возраста.
Щербанин Ю.А. Состояние грузоперевозок
Апрельские данные работы транспорта в Российской Федерации
Продолжается падение объемов грузоперевозок по ЖД дорогам. Падают перевозки каменного угля. Снижается перевозка нефти и нефтепродуктов. С удобрениями для сельского хозяйства все в порядке. Есть рост перевозок строительных грузов. Растет грузооборот морских портов России. Основная масса экспортных грузов – уголь.
Замечание: не стоило бы уничтожать авиастроение.
Замечание: цена на нефть и цена её транспортировки. Фрахтовый рынок приходит в себя.
Семикашев В.В. Состояние угольной промышленности
Стагнация началась раньше коронавируса, цены низкие. Внутреннее потребление сокращается, развитие промышленности идёт за счет экспорта. Но скорее всего она адаптируется к негативному сценарию. Есть проблема с тем, что упала погрузка, что влияет на выручку РЖД. Нужно взаимовыгодное улучшение тарифов.
Состояние электроэнергетики и теплоснабжения
В целом снижение небольшое, но есть региональные различия. В целом это около 4%. Ситуация представляется не критичной. Значимой поддержки, видимо, не требуется. Теплоснабжение – запустился новый механизм «альтернативная котельная» и потому будет некоторая дополнительная инерция, дающая в среднесрочной перспективе плюс.