COVID: что станет с разными отраслями экономики России?
Следующая серия: https://youtu.be/5PhwiSA2hD4
Семинар «Отрасли и регионы» под руководством Кувалина Д.Б. и Борисова В.Н. Семинар состоялся 4 мая в закрытом режиме для сотрудников ИНП РАН. Таймкоды в комментариях к видео. Подробнее: https://ecfor.ru/publication/covid-19-i-otrasli-ekonomiki/
————————————-
Направление обсуждения:
Моисеев А.К.
Влияние пандемии на макрофинансовые параметры. Реальность пандемии. Смертность по странам и регионам. Недельная смертность на пике эпидемии в Италии более чем в 2 раза превышает среднюю за последние 5 лет. Экономические потери от карантина. Главная проблема – мы не умеем замедлять экономику синхронно. Если останавливается всё, то проблем гораздо меньше. Доход на капитал должен замедлиться! Консенсус оценок экономических потерь. Выход из кризиса может оказаться неожиданным, быстрым, и технологическим.
Семикашев В.В.
Резко актуальный вопрос – падения спроса по году. Консенсус-прогноз 10-12% падения по году, но он исходит из текущих данных. На это надо наложить сценарии выхода из экономики.
Возможности хранения нефти – этим вопросом никто толком не занимался. Если спрос выпадает на несколько месяцев, добыча реагирует с большим лагом. Вопрос в том, не будет ли нехватка нефтехранилищ приведет к отрицательным ценам? Что делать России? Есть два момента – ценообразование внутреннее на нефтепродукты сейчас по сути устроено методом госрегулирования, есть некоторая индикативная цена. Цены немного сократились, но только немного. Эти цены 45-47 рублей за литр приводит к тому что создаются доходы бюджета за счет механизма обратного акциза. Это дополнительные деньги, которые частично компенсируют выпадение экспортных доходов, но с другой стороны эти цены можно использовать для антиинфляционного воздействия. Второй момент – органы являются субъектом воздействия на экономику, и они могут занимать не пассивную ожидающую позицию, но попробовать занимать проактивную позицию (заранее договариваться о том, как распределить ущерб от падения спроса на нефть оптимальным образом между компаниями).
Борисов В.Н.
Проблемы машиностроения. За последние 10 лет единственное, что удалось сделать – создать стабильный рынок экспорта продукции машиностроения. И сейчас ситуация здесь достаточно тревожная. Вторая история – как машиностроение воздействует на … Увеличение спроса можно ожидать только от оборудования для ТЭК и медицинского оборудования. Других ниш не просматривается. Спрос на замену, вероятно, приведет к увеличению ремонта. Новые возможности по импортозамещению, может быть и будут, но они появятся с лагом. Что касается автомобилестроения – это отрасль, которая максимально зависит от спроса.
Буданов И.А.
Проблемы сектора конструкционных материалов. То, что мы сейчас наблюдаем – это системный кризис. Действующие экономические механизмы оказались неэффективны. В рамках традиционных схем нет. По большинству материалов цены растут, кроме труб большого диаметра (цены на нефть). Ключевое событие этого сезона – импорт металла в Китай. Когда-то они экспортировали, а сейчас переходят к импорту. Дефект системы оценок цен на металл при помощи финансистов. Ключевая проблема в том, что существующая экономическая система не позволяет эффективно использовать ресурсы.
Фролов И.Э.
Проблемы ОПК: достоверных цифр не существует. Воздушный транспорт падает очень сильно. Вероятно, падение авиаперевозок будет около 40%, и прогнозы продолжают ухудшаться. Производства новых самолетов не нужно в ближайшие несколько лет. Судостроение – ситуация не так плоха. Уралвагонзавод – рост гражданской продукции был достаточно приличный в последние годы, но в 2020 г. будет провал.
Щербанин Ю.А.
Проблемы транспортной отрасли. Работа российских морских портов. Их мощность составляет примерно 1,7 млрд. тонн. Россия вошла в четверку крупнейших стран мира, где перевалка грузов превышает 800 млн. тонн. Однако соседние порты европейских стран сейчас испытывают определенный кризис. Пятерка наших крупнейших портов находится в хорошем состоянии. Автомобильные перевозки растут. Ситуация с железнодорожными перевозами не очень. Речные перевозки уже работают.
Янков К.В.: Ситуация с мобильностью населения
Вероятно население будет ощущать себя под угрозой ближайшее время, и это повлияет на его поведение в плане мобильности. Люди не будут планировать поездки очень заранее. Глубина планирования поездок сильно изменится. Ситуация с социальным дистанцированием останется в действии на долгое время. А значит возрастет спрос на дешевые автомобили. Будет рост поездок на личном авто. Будет развитие удаленной работы, что скажется на загрузке транспорта, поможет снизить пиковые нагрузки на транспортную систему. Ситуация с железнодорожным транспортом немного другая. Ситуация с жилищным строительством.
Терентьев: вопрос иррациональности реакции властей государств. Высокая неопределенность длительности пандемии. Возникает новая модель экономики, а с ней – новые возможности.