Бюджет: прогноз. Ограничения интенсификации экономического роста.
Савчишина Ксения Евгеньевна, научный сотрудник ИНП РАН
Список презентаций и публикаций докладчика: https://ecfor.ru/person/savchishina-kseniya-evgenevna/
Выходные данные: Савчишина К.Е. Ограничения бюджетной политики по интенсификации экономического роста в условиях санкций // Сайт ИНП РАН. — 24-25 марта 2023, Сергиев Посад. — V-я Всероссийская научно-практическая конференция «Анализ и прогнозирование развития экономики России». — URL: — URL: https:// ecfor.ru/publication/dolgosrochnyj-prognoz-gosbyudzheta-v-novyh-usloviyah/ (дата обращения: 16.02.2024).
00:00:00 Исполнение бюджета
00:06:46 Инерционный прогноз бюджета на 2023-2025 гг.
00:11:04 Прогноз бюджета в среднесрочной и долгосрочной перспективе
—————————
Заметки:
Исполнение бюджета в 2022 году и январе-феврале 2023 года: доходы
• Доходы консолидированного бюджета по итогам 2022 года увеличились на +11%. В течение года динамика доходов существенно замедлилась: с +32% в 1 квартале и +18% во 2 квартале до -6% в 3 квартале и +5.5% в 4 квартале
• Доходы федерального бюджета составили 27.8 трлн. руб. (+10% относительно уровня 2021 года), при этом нефтегазовые доходы увеличились на 28% (без учета дополнительного НДПИ на газ от ПАО «Газпром» прирост составил бы только 14%). Худшая динамика была зафиксирована в 3 квартале (-14% год к году), тогда как дополнительное поступление НДПИ на газ и дивиденды ПАО «Газпром» в пользу государства в 4 квартале позволили получить прирост +10% (без этих внеплановых выплат доходы сократились бы на 15%)
• Доля нефтегазовых доходов выросла до 36% против 33% годом ранее, достигая максимальных уровней в 40-44% в 1-2 кварталах
Исполнение бюджета в 2022 году и январе-феврале 2023 года: расходы
• Расходы консолидированного бюджета в 2022 году увеличились на 20% год к году. Максимальная их динамика была зафиксирована во 2 и 4 кварталах (+23% и +22%)
• Темпы роста расходов региональных бюджетов замедлялись на протяжении всего 4 квартала, перейдя в отрицательную область в декабре (-10% год к году)
• Расходы федерального бюджета увеличились на 26% (до 31.1 трлн. руб.) с максимальными темпами прироста в 4 квартале (+35% год к году, в том числе в декабре +43%, что было обусловлено в том числе повышенными трансфертами в Пенсионный фонд для компенсации выпадающих доходов в 2023 г. в связи с продлением переноса выплаты страховых взносов еще на один год – до 2 квартала 2024 г.)
• По итогам года дефицит федерального бюджета составил 3.3 трлн. руб., который профинансирован за счет средств ФНБ (2.9 трлн. руб.) и роста внутреннего долга (на 2.3 трлн. руб. за год в целом). Региональные бюджеты, напротив, были исполнены с профицитом в 677 млрд. руб.
Возможности бюджетной системы в средне- и долгосрочной перспективе: инерционный сценарий
Современная бюджетная конструкция в части формирования бюджетных доходов является достаточно устойчивой для инерционного типа развития:
• на перспективу до 2035 г. все бюджетные обязательства могут быть исполнены при уровне дефицита бюджетной системы не более 3% ВВП в 2023-2025 гг.
1-2% до 2030 г.
0% — в 2031-2035 гг.
• Уровень государственного долга не превысит 22% к ВВП, доля процентных расходов в общей величине расходов – 2%
• Такая стабильность, с одной стороны, сможет обеспечить только околонулевую реальную индексацию пенсий и заработной платы бюджетников, стагнацию бюджетных инвестиций и государственного потребления
• С другой стороны, реализация такого сценария предполагает достаточно жесткие макроэкономические условия: реальный прирост ВВП на уровне 2-3% в год, добычи и экспорта энергоресурсов – не менее 1-2% в год, стабильность внешних условий как в части цен, так и спроса
Возможности бюджетной системы в средне- и долгосрочной перспективе: сценарий смягчения бюджетной политики
Маневр в части смягчения бюджетной политики:
• ускоренная (относительно уровня инфляции) индексация всех типов выплат населению в 2023-2025 гг.;
• рост доли государственных инвестиций до 30% от общего объема при одновременном росте нормы накопления до 25-27% ВВП в 2025-2027 гг.
При такой стратегии долг государства вырастет до 60% к ВВП в 2030 г., так как на финансирование возросших расходов потребуются займы в размере 5-7% к ВВП ежегодно.
Тем не менее, бюджетный импульс не может превысить по длительности период 5-7 лет, в противном случае уровень бюджетного дефицита и стоимость обслуживания госдолга будут слишком высоки
Для фиксации доходов бюджета на уровне, который позволит после 2030 г. наращивать расходы темпами не ниже инфляции (без роста госдолга), потребуется ускорение динамики ВВП до 5% в год