Азиатская Россия: экология и устойчивое развитие. Мусор. Загрязнение воздуха и воды. Что делать?
Гильмундинов Вадим Манавирович, доктор экономических наук, заместитель директора ИЭОПП СО РАН по научной работе
Тагаева Т.О., ИЭОПП СО РАН
Панкова Ю.В., ИЭОПП СО РАН
Выступление состоялось в рамках прошедшей 21-23 ноября 2022 г. LXIV сессии Российско-французского семинара по денежно-финансовым проблемам современной российской экономики. Все выступления сессии: https://ecfor.ru/nauchnaya-zhizn/seminary-i-konferentsii/rossijsko-frantsuzskij-seminar-ekonomika/lxiv-sessiya-moskva-parizh/
Выходные данные: Гильмундинов В.М., Тагаева Т.О., Панкова Ю.В. Проблемы устойчивого развития Азиатской России и вопросы совершенствования
экологической политики // Сайт ИНП РАН. — 21 ноября 2022. — LXIV сессия Российско-французского семинара по денежно-финансовым проблемам современной российской экономики. — URL: https://ecfor.ru/nauchnaya-zhizn/seminary-i-konferentsii/rossijsko-frantsuzskij-seminar-ekonomika/lxiv-sessiya-moskva-parizh/ (дата обращения: 12.07.2023).
Страница с файлом презентации: https://ecfor.ru/nauchnaya-zhizn/seminary-i-konferentsii/rossijsko-frantsuzskij-seminar-ekonomika/lxiv-sessiya-moskva-parizh/
00:00:00 Введение
00:02:15 Исходные данные: статистика развития Азиатской России
00:08:37 Проблема отходов в Азиатской России
00:13:15 Загрязнение атмосферы в Азиатской России
00:15:32 Загрязнение воды в Азиатской России
00:16:20 Экологический рейтинг регионов
00:17:00 Что с климатом?
00:17:52 Последствия для продолжительности жизни населения
00:18:40 Последствия для численности населения
00:20:15 Что делать? Экологическая политика в Азиатской России
00:25:40 Заключение
00:27:49 Кто будет платить?
00:31:36 На карте доходы номинальные или нет? Разница в ценах.
——————————
Заметки:
Экологическая политика в Азиатской России
Ключевые проблемы и ограничения:
• преимущественно сырьевая направленность освоения Азиатской
России ведет к усилению негативного воздействия на окружающую
среду;
• у компаний, ориентированных на извлечение и вывоз полезных
ископаемых, объективно нет задач по развитию и сохранению
природного потенциала территории;
• расширение зон и объемов добычи твердых полезных ископаемых
сопровождается резким ростом объемов ПО и хвостохранилищ,
степень обустройства которых не отвечает требованиям экологической безопасности, что негативно сказывается на качестве почв, вод и воздуха, а через них на биоте;
• наличие экологически неблагоприятных зон со значительным
накопленным ущербом окружающей среде и зон экологического
бедствия (Байкальский ЦБК, Ангаро Енисейский регион (Усолье
Сибирское, Саянск, каскад ГЭС), Норильский район, Кузбасс, Западно Сибирская нефтегазовая провинция).
Эффективность основных природоохранных механизмов
слабая:
• природоохранное регулирование не обеспечивает выполнение
обязательств компаний по сохранению окружающей природной среды и проведению природовосстановительных мероприятий;
• при продаже лицензий не учитываются в полной мере интересы
местного населения и вопросы развития прилегающих территорий, в
лучшем случае это происходит в виде предоставления компенсации
коренным народам за использование природных ресурсов и
потенциальный вред окружающей среде;
• слабая связь между взимаемыми экологическими платежами и
штрафами и мероприятиями по восстановлению окружающей среды территории, которой причиняется ущерб;
• не урегулированы вопросы трансграничного перемещения
загрязняющих веществ;
• мизерные ставки экологических платежей, в частности платы за
размещение промышленных отходов, не стимулирующее предприятия
к экологически ответственному поведению;
• полноценная система экологического мониторинга отсутствует.
• повышение регулирования отходов IV и V классов опасности и
ответственности за обращение с ними, в том числе возврат к
лицензированию их транспортировки;
• конкретизация и унификация понятийного аппарата, без этого
происходит умножение терминов (например, сбор и накопление отходов) и неоднозначность в их интерпретации. Например, существует неразбериха, что такое «вторичные ресурсы», «вторичное сырье», «побочная продукция»;
• законодательный запрет пластиковой и других видов трудно
разлагаемой в природе упаковки (во многих странах существует такая мера). Переход к бумажной упаковке с биопокрытием и био пакетам.
Стоимость упаковки указывать отдельной строкой на ценнике:
потребитель сможет выбирать: либо комфортную покупку (в упаковке), либо денежную экономию (своя тара или пакет);