00:00:00 Изменение климата и его ущерб
00:03:00 Климатическая проблема: экология vs экономика
00:10:50 Потенциал адаптации экономики России
Дефицит адаптации
00:20:24 Эффективность адаптации экономики к изменению климата
—————————
Заметки:
Климатическая проблема – реалии изменений и последствий. Ограничения и тупики политики ускоренной декарбонизации
• Будыко М.И. (1990, 2022):
То или другое решение вопроса об оптимальной стратегии хозяйственной деятельности в условиях глобального потепления может иметь очень большие экономические, социальные и политические последствия… Для существенного замедления глобального потепления нужно неотложно уменьшить выбросы парниковых газов на несколько десятков процентов, что приведет к тяжелейшему ущербу для современной мировой энергетики и потребует расходов, недоступных для многих современных государств. Легко понять крайнюю неосторожность такой стратегии, сторонники которой во избежание еще недоказанной возможной климатической катастрофы в будущем считают лучшим вариантом фактически создать экономическую катастрофу в ближайшее время…
Во-первых, необходимо значительное повышение научного уровня исследований всех проблем, связанных с глобальным потеплением. Эти исследования должны охватывать гораздо более широкий круг вопросов по сравнению с их современным состоянием и должны координироваться наиболее компетентными специалистами. Во-вторых, желательно обосновать наиболее безопасные и экономически доступные пути приспособления хозяйственной деятельности к глобальному потеплению. Путь решения такой задачи должен быть найден в исследованиях, упомянутых выше.
• S Koonin (2021) Unsettled:
A realistic view of the longer term is that the world is very unlikely to zero out its net emissions by 2075, let alone by 2050, and so society will largely respond by adapting.
ИМПЕРАТИВЫ АДАПТАЦИИ ЭКОНОМИКИ К КЛИМАТИЧЕСКИМ ИЗМЕНЕНИЯМ
• В системе SDG – SDG#13 Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями, следовательно — главные задачи (13.1 и 13.2) напрямую связаны с повышением устойчивости и потенциала адаптации населения и экономики к изменениям климата и природным бедствиям, вкл национальный план адаптации (НПА);
• Климатическая доктрина (2009) и Парижское соглашение (2015) уравновешивают значимость адаптации и снижения техногенных выбросов СО2 и обязывает государства разрабатывать и исполнять NAPs.
• Glasgow Climate Pact-2021 – адаптация и финансирование адаптации – приоритет (два первых раздела пакта); разработка критериев эффективной адаптации к СОР-27 (Шарм-аль-Шейх), следовательно — смещение проблемы на СОР-27 (Дубай)
• Приоритет адаптации усиливается в условиях сохраняющейся ее недооценки как (а) составляющей государственной экономической политики и корпоративных стратегий развития в условиях климатических изменений и (б) ключевого направления (элемента) государственной политики в отношении климата + путаница («адаптация к глобальному энергопереходу»)