Ситуация между. Модернизм — соцреализм. Поколение советских художников 1920-30-х годов

Эстетика «между», метаэстетика, – очень важное для самосознания современной культуры понятие. Навигация по миру искусства напоминает маршруты паркурщиков, серфингистов и скейтбордистов. Необходимо сложно лавировать от одной системы знаний к другой, сохраняя при этом равновесие и не врезаться ни в какую догму, уметь не расшибиться ни об одну из них.

Прецедент такого артистического движения между систем ради сохранения собственной свободы можно найти в советском искусстве 1920 -1930-х годов. Созидательные возможности нового языка авангарда хорошо понимали чуждые радикальным манифестам художники Ростислав Барто, Лев Жегин, Александр Осмеркин, Роберт Фальк, Александр Шевченко, Михаил Соколов.

Кубистическую, футуристическую конструкцию, динамику формы они вплавляли в уютный мир станкового искусства золотых веков живописи прошлого. Почему их творения выглядят сегодня современнее многих реформаторов? Что объединяет в стратегическом плане соцреализм и модернизм помимо отмеченной Борисом Гройсом жизнестроительной идеологии? Эти вопросы станут главными в лекции-беседе.


Лектор: Сергей Хачатуров – куратор, теоретик, арт-критик, специалист по истории авангарда, преподаватель МГУ имени М. В. Ломоносова и Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко.