Шенген не нужен. Онлайн-прогулка по венецианскому гетто | Лия Чечик
Венеция с ранних лет своей истории и на протяжении веков являла собой удивительный пример «плавильного котла» и была самым космополитичным городом, в котором люди разных национальностей, вероисповеданий и этносов обретали свое место.
Этимология слова «гетто», сделавшегося понятием, многозначна, но самые правдоподобные теории связывают его истоки именно с Венецией. В начале XVI столетия Совет Десяти, один из руководящих органов Республики, выделил евреям для их локального проживания остров в районе Канареджо, где еще недавно располагался металлолитейный цех – «гетто» на венецианском диалекте. 500-летняя история венецианского гетто включает страницы истории сожительства различных еврейских этнических групп – город принял римских евреев после разграбления Рима в 1527 году; ашкеназские евреи переселяются сюда с германских территорий, сефардские евреи – из Магриба и Османской империи. На маленьком островке функционируют пять разных синагог, строятся первые «небоскребы», ведется активная торговля и ремесленное производство. Евреи играют важную роль в культурной жизни Венеции – здесь творит ученый и поэт Леон да Модена, здесь была издана первая печатная книга на иврите, именно сюда помещает действие своей пьесы «Венецианский купец» Уилльям Шекспир и т.д. До 1797 года островок гетто отделялся от остального города двумя мостами, которые закрывались воротами на ночь. С завоеванием Наполеона и падением республики сегрегация гетто прекратилась, ворота были снесены, а проход стал свободным. С приходом к власти в Италии фашистского правительства Муссолини еврейская жизнь Венеции была практически уничтожена.
Лектор: Лия Чечик – кандидат искусствоведения, куратор, директор отдела образовательных программ Еврейского музея и Центра толерантности, выпускница магистерской программы по венецианскому искусству университета Уорвик (Великобритания) и аспирантуры венецианского университета Ка’ Фоскари.