«Все мы вышли из гоголевской “Шинели”, – справедливо говорят русские писатели…», — писал историк русской литературы, дипломат, романист, мемуарист и путешественник виконт Эжен Мельхиор маркиз де Вогюэ.
В повести Гоголя есть все: образ маленького человека; образ одинокого героя, измученного толпой; героя романтического, с его «одной, но пламенной страстью» — страстью к переписыванию; что-то от святого кроткого мученика, выполняющего без ропота свое послушание. И идеей-фикс — той самой шинелью.
Но есть в повести еще одна тема — важная для Гоголя и звучащая почти во всех его произведениях — тема творчества. Акакий Акакиевич не только словом освятил жизненный путь «одного молодого человека», не только вложил душу в шинель, заставив призрак ее вечно гулять в русском искусстве, но и своей любовью к делу. Дело, которое он воспринимал не как необходимую для куска хлеба данность, а как творческий акт. И к чиновникам он обращался не тогда, когда смеялись над ним, не тогда, когда клеветали на него и на его старуху-хозяйку, а когда толкали под локоть и мешали заниматься любимым делом. Когда могли навредить его буквам-фаворитам.
На лекции «Призрак «Шинели»» участники подробнее узнают о мифологической и смысловой ткани произведения, познакомятся с Акакием Акакиевичем и обсудят, почему съемка фильма «Шинель» стала для Норштейна практически делом жизни.
Лектор: Елена Вигдорова — учитель русской литературы, многие годы преподававшая на подготовительных курсах при РГГУ.