Подрывающий все театральные конвенции – единство действия, цельности театрального характера, стройности драматического конфликта – театр Дада был верен программе «кретинизация публики», заявленной в манифесте 1918-го года. Характеры дадаистских пьес максимально абстрактны, лишены индивидуальности, абсурдные диалоги никак не способствуют развитию условного конфликта. При этом театральность была ключевым элементом дадаистского творчества: цюрихские дадаисты изобрели новые перформативные формы, берлинские – театрализовали политические манифестации, парижские – создали театральный пастиш судебного процесса; манифесты и даже стихи писались как сценарии для постановок. На лекции мы проанализируем отдельные отрывки неизданных в России пьес Тристана Тцара и Жоржа Рибмона-Дессеня, а также поговорим о парадоксальной связи дадаистского театра с вагнеровской концепцией тотального искусства и о влиянии «антиэстетики» Дада на театр абсурда.
Лектор: Ника Голубицкая — филолог, специалист по поэзии французского авангарда, магистр французской литературы (Université Paris-VIII), аспирант филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.