Лекция «Ранняя авиация в авангардной поэзии» | Е. Желтова-Эберле и В. Березин
Появившиеся в начале ХХ века первые аэропланы символизировали наступление новой эры. Вдохновляясь аэропланами, русские футуристы – Игорь Северянин, Василий Каменский, Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский – вводили в поэзию новые формы, словообразования, звукоподражания, метафоры. Характерно, что при этом в поэзии русских футуристов, в отличие от их европейских коллег, неосознанно проявлялись вариации на библейские образы и темы полета.
Интерес к ранней авиации вновь появляется в русской авангардной поэзии начала ХХI века. Об авиации и дирижаблях пишут поэты-метареалисты Алексей Парщиков и Андрей Тавров. Андрей Тавров открывает заново, что в ранней авиации проявлялась еще неоторванная от сути полета «сновидческая сущность», и пишет о первых полетах в новом метастиле чередующихся строф-иероглифов.
Елена Желтова-Эберле – историк науки, эссеист, научный сотрудник Института истории естествознания и техники Российской академии наук.
Поэзию Игоря Северянина, Василия Каменского, Велимира Хлебникова, Алексея Парщикова и Андрея Таврова читает Василий Березин — студент 4-ого курса ГИТИСа, мастерская Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова.