Лекция «Метаморфозы телесного канона в советском кино» | Татьяна Дашкова

Цикл «Идеальное тело 1920‒1930-х годов: от авангарда к неоклассике» / Лекция 7 / 28.05.2014
Лектор: Татьяна Дашкова

После 1956 года в отечественном кинематографе произошли радикальные перемены. Этому предшествовал период идеологической и эстетической «ломки» ‒ когда «большой стиль» советского кинематографа уже архаизировался, а новые веяния еще только начинали пробивать себе дорогу. Метаморфозы и постепенное разложение советского изобразительного канона в 50-е гг. мы рассмотрим на примере анализа неудачных фильмов его «отцов-основателей» ‒ Григория Александрова и Ивана Пырьева. Это позволит нам увидеть корни последующих перемен, произошедших уже в «оттепельном» кинематографе. Во второй части лекции предметом нашего внимания станет не только появление невозможных ранее сюжетов (тяжелый быт, развод, измена, школьная любовь, внебрачные дети), но и изменения самой киноизобразительности (способ съемки, актерская типажность, существование актера «в кадре», походка, жестовое поведение, отношение к повседневности).

Татьяна Дашкова ‒ кандидат филологических наук, доцент Высшей школы европейских культур РГГУ. Автор книги «Телесность ‒ Идеология ‒ Кинематограф: Визуальный канон и советская повседневность» (НЛО, 2013).

Лекция Татьяны Дашковой состоялась вместо лекции Галины Орловой «Революция как биополитика: пластические тела социальной гигиены в 1920-е годы».