Лекция «Кинестезия ‒ «шестое чувство» авангарда» | Ирина Сироткина
Цикл лекций «Идеальное тело 1920‒1930-х годов: от авангарда к неоклассике» / Лекция 4 / 07.05.2014
Лектор: Ирина Сироткина
Авангард ‒ проект не только художественный, но и антропологический, проект пересоздания человека, обновления его чувствительности. Художники авангарда ‒ Кандинский, Матюшин, Малевич и другие ‒ видели задачу искусства в том, чтобы задать новые образцы восприятия, расширить человеческие возможности, сформировать новое, «высшее» чувство. Если считать, как водится от Аристотеля, что у человека всего пять чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание, то новое чувство будет шестым. Оно, верили художники, откроет человеку доступ к трансцедентному, к иной ‒ высшей реальности, подлинной жизни человеческого духа. На роль «шестого», высшего чувства в ХХ веке стало претендовать ощущение собственных движений ‒ кинестезия. Четвертая лекция из цикла «Идеальное тело 1920-1930-х годов: от авангарда к неоклассике».
Ирина Сироткина ‒ историк танца и двигательной культуры. Кандидат психологических наук. Ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН. Автор книги «Свободное движение и пластический танец в России» (НЛО, 2012).