Лекция «Караимы и идеология: появление караимского национализма» | Максим Гаммал
Цикл «Караимы в Российской Империи»/Лекция №4/5.08.2013
Лектор: Максим Гаммал, заместитель заведующего кафедрой иудаики ИСАА МГУ, историк-востоковед, специалист по истории караимов
Описание: под влиянием политики российских властей в 30х — 40х годах начинаются попытки выстроить свою, отдельную от евреев, историческую традицию караимов, проживающих на территории Российской империи. Появление собственно «тюркско-хазарской» теории происхождения восточно-европейских караимов относится к середине XIX века. Впервые эта теория была высказана русским востоковедом Григорьевым в статье «Еврейские религиозные секты в России» в 1846 году и, по началу, не была замечена караимами. Караимские интеллектуалы второй половины XIX века, безусловно, уже хорошо знакомы с основными положениями этой теории и, зачастую, в своих произведениях, не отказываясь от традиционной теории, пытаются включить в нее те или иные элементы «тюрко-хазарской». Караимский национализм в условиях Российской империи, т.е. в условиях идеологического и юридического размежевания с еврейской общиной, принял облик «научной» «тюркско-хазарской» теории. Главным аргументом в пользу этой теории был тюркский язык восточно-европейских караимов, содержавший, с точки зрения сторонников теории, архаизмы, которые могли быть объяснены лишь хазарским происхождением караимов. Как и любая другая национальная идея, «тюркско-хазарская» теория, будучи новой идеологией, возводила себя к «старой», «утраченной» традиции, возродить и объяснить которую удается лишь на новом витке развития науки, в данном случае, востоковедения.
Цикл лекций подготовлен Исследовательским центром Еврейского музея, созданным семьей Блаватник.