Лекция «Исаак Бабель и одесский миф» | Елена Погорельская
Одесса входит в творчество Исаака Бабеля (1894–1940) почти с первых шагов. Это его очерк-манифест «Одесса» (1916), два «Листка об Одессе» (1918) и предисловие к не вышедшему в свет сборнику семи одесситов. Когда-то он сказал Дмитрию Фурманову: «Я туго пишу. И, верно, я человек всего двух-трех книжек! Больше едва ли сумею и успею». Эти слова оказались пророческими. Бабель, непревзойденный мастер короткого рассказа, всегда стремился к созданию новеллистических циклов. При жизни он успел сформировать только два таких цикла – книги «Конармия» и «Одесские рассказы», над которыми писатель работал почти одновременно и которые принесли ему мировую известность. Если в основной корпус «Конармии» вошли 34 (позднее – 35) новелл, то классический цикл «Одесских рассказов» состоит всего из четырех произведений – «Король», «Как это делалось в Одессе», «Отец» и «Любка Казак». Сюда же примыкает новелла «Справедливость в скобках» (1921), которую Бабель не включал в сборники своих произведений. Известно, что действие этих рассказов происходит до революции, но Бабель рисует в них вневременной, романтизированный, отчасти сказочный мир одесской Молдаванки, хотя и называет реальные одесские, в том числе молдаванские, улицы – Госпитальная, Дальницкая, Степовая, и реальных людей, например, жившего в то время в Одессе знаменитого кантора и композитора Пинхаса Минковского. Одесский цикл Бабеля венчает драма «Закат» (1928), которая рисует падение еврейской семейной и религиозной традиции. Об «ужасном конце» Короля Молдаванки говорится в киносценарии «Карьера Бени Крика», гибель могучего Фроима Грача показана в одноименном рассказе, который не был напечатан при жизни писателя. Наконец разрушение мира молдаванских стариков дано в рассказе «Конец богадельни» (1932). Лирические описания родного города Бабеля мы находим также в условно-автобиографических рассказах о детстве – раннем наброске «Детство. У бабушки» (1915), «В подвале», «Пробуждение» (оба – 1931) и «Ди Грассо» (1937). Своеобразный мир Одессы обрисован в новелле «Карл-Янкель» (1931).
Лектор: Елена Погорельская – литературовед, исследователь творчества и биографии И.Э. Бабеля, сотрудник Государственного литературного музея.