Лекция «»Герои» и «злодеи» советского кинематографа 30-х гг.: идеология тела» | Татьяна Дашкова

Цикл «Идеальное тело 1920‒1930-х годов: от авангарда к неоклассике» / Лекция 5 / 14.05.2014
Лектор: Татьяна Дашкова

К середине 30-х годов основная идеологическая нагрузка в советской культуре была возложена на кинематограф, а лозунг «Поучать развлекая» на долгие годы стал определяющим. Главным жанром советского кино стала кинокомедия, в рамках которой действовали «типические персонажи» ‒ «рабочие», «колхозники», «военные», «бюрократы», «вредители»… Для кинематографа тех лет была важна идеологическая определенность персонажа: «наш» ‒ «не наш», «советский человек» ‒ «вредитель». В лекции будет показано, как однозначность идентификации героя задавалась не только на уровне «формульного» сюжета, но и через телесные характеристики: внешность, мимику, походку, жестовое поведение.

В цикле пойдет речь о новом отношении к человеку и его телу в 1920-е и 1930-е годы. Во многом отношение это было противоречивым: с одной стороны, замышлялось создание «искусственного» тела, достраивание и усовершенствование тела природного, а с другой ‒ возвращение к «естественному телу» в практиках свободного танца или культуризма. Лекторы расскажут о репрезентациях телесности в советской массовой культуре, об идеалах тела женского и мужского, о попытках авангардистов придать человеку новую, более тонкую чувствительность, о связи телесности с культом труда, о новом костюме, новой эротике и о многом другом.

Татьяна Дашкова ‒ кандидат филологических наук, доцент Высшей школы европейских культур РГГУ. Автор книги «Телесность ‒ Идеология ‒ Кинематограф: Визуальный канон и советская повседневность» (НЛО, 2013).