Конденсаторы современности: как архитектура авангарда в России создает новые формы для новой жизни
В лекции 1925 года «о путях современной архитектуры» лидер конструктивистов М. Гинзбург определял ее истоки и особенности таким образом: «Социальные предпосылки нового стиля. Новый потребитель. Новые архитектурные задачи. Новая психика и вкусы. Предпосылки экономические. Наша экономическая бедность и необходимость удовлетворения архитектурой широких трудящихся масс. Техницизм как своеобразная философия современности. Стандартизация архитектуры».
Утверждение архитектурного модернизма в России было связано и с грандиозными социальными потрясениями начала XX столетия, и с изменениями собственно художественного свойства, и с новой логикой мобильности, новым отношением к пространству, которое было характерно для modernity, современности. Новая архитектура буквально о-формляла, создавала оболочки для новой жизни, закрепляя (или, пользуясь термином самих конструктивистов, конденсируя, сгущая) текучую современность в пространственных формах. Изобретение здесь носило тотальный характер, охватывая все сферы жизни, все жанры, все типы структур в интервале от «жилых ячеек» до огромных градостроительных организмов. Эта типология включала и жилье, и разного рода общественные здания, и транспортные сооружения.
На лекции мы обсудим, как в проектах для практического применения «здесь и сейчас» и в фантазиях «на будущее» воплощаются художественные, социальные и технические начала авангардной архитектуры.
Лектор: Вадим Басс — историк архитектуры, кандидат искусствоведения, доцент факультета истории искусств Европейского университета в Санкт‑Петербурге.
Мероприятие проходило в рамках программы к выставке «Дом для машин. Бахметьевский и другие гаражи»: https://bit.ly/3nEYWkl