Дискуссия «Тьма «Чёрного квадрата»: византинизм или даосизм?»
«Чёрный квадрат» Казимира Малевича порождает множество интерпретаций, начиная от версии от намеренного надувательства зрителя заканчивая апелляциями к мировым религиям. Дискуссия будет посвящена нескольким из них.
Метафизическая подоплёка «Чёрного квадрата» – онтологический нигилизм и понятие «ничто». Однако, в истории классической западной мысли это не было мейнстримом – лишь неоплатонизм (главным образом в версии Ямвлиха) и связанная с ним христианская мистика (прежде всего Экхарт и Бёме) обращались к Ничто, Безосновному, Бездне.
В философской онтологии Малевич переносит на бытие то, что в византийской патристике относили к Богу: быть одновременно бесконечностью и нулем. Отсюда отношение к тому, что можно изобразить, — как к «условной видимости несуществующих фигур». Но отсюда и логическая семантика картин Малевича превращается в попытку «нарисовать» трактат Дионисия Ареопагита «О божественных именах» («с точностью до бога», т.к. боги все-таки разные).
То, что в западной философии было «ad marginem», в восточной было как раз «мейнстримом». «Неявленое дао» в даосизме, шунья – Великая Пустота в буддийской школе мадхьямака-шуньявада и многое другое являют собой именно метафизическую стратегию негативности. В пейзажной живописи даосов очень часто повторяется сюжет: пейзаж в тумане. Туман символизирует неявленное дао. Чаще всего видна веточка или листочек на переднем плане, но есть и — нет, не «чёрный квадрат», — но «белый прямоугольник» (III в. н. э.) удается обнаружить.
Участники:
Татьяна Петровна Лифинцева — доктор философских наук, профессор, НИУ ВШЭ,
Вадим Миронович Лурье — доктор философских наук, ведущий научный сотрудник НИУ ВШЭ, Пермь; главный редактор журнала Scrinium. Journal of Patrology and Critical Hagiography.
Модератор: Татьяна Левина — кандидат философских наук, доцент НИУ ВШЭ.