Эту программу Михаил Казиник и Алексей Ботвинов посвящают выдающемуся наследию клавирной музыки — «Гольдберг-вариациям» Иоганна Себастьяна Баха. Этот цикл поистине — одно из центральных произведений композитора, его называют энциклопедией баховского стиля…
Считается, что вариации были написаны по заказу российского посланника в Саксонии Германа Карла фон Кейзерлинга, вообще покровительствовавшего Баху, и получили название по имени личного пианиста Кейзерлинга, юного виртуоза Иоганна Готлиба Гольдберга, исполнявшего их для заказчика. Версию о том, что вариации были написаны для ночного музицирования в спальне дипломата, страдавшего от бессонницы, впервые изложил в 1802 году в первой биографии Баха Иоганн Николаус Форкель. Несмотря на то, что документального подтверждения эта версия не имеет, в музыковедении принято считать установленным, что юный Гольдберг в конце 1730-х годов учился у Баха (об этом говорит сходство ранних кантат Гольдберга с композициями Баха), а затем у его старшего сына Вильгельма Фридемана.
Однако в этой программе Михаил Казиник и Алексей Ботвинов не изучают историю вариаций, они даже не анализируют эту музыку в контексте того самого баховского стиля, а ставят очередной неожиданный эксперимент. Играя одну за другой различные вариации, они обнаруживают в них Гайдна, Шумана, Шопена и даже Бетховена, еще раз доказывая свою идею о том, что величайший Иоганн Себастьян Бах предвидел музыку грядущего на много лет вперед…