Недавно произошло нечто заслуживающее нашего с вами внимания. На аукционе Кристис была продана пара портретов Рембрандта за 14 миллионов долларов.
Как вышло, что два маленьких портрета, написанные художником почти 400 лет назад, стали стоить таких колоссальных денег? Сейчас мы с вами на примере этой новости разберемся, как строится ценообразование в современном мире искусства и почему искусство стоит так дорого.
Для начала скажу, что картины старых мастеров очень редко появляются на аукционах. Они давно разобраны по музеям и частным коллекциям. А музеи никогда по доброй воле с таким богатством не расстаются. Для картин попадание в музей — это, билет в один конец. Да, они станут доступны посетителям, но их история перехода из рук в руки, как правило, заканчивается. А именно это — именно история картины, которая поэтично называется “провенанс”, зачастую и делает ее ценной. Кто и когда купил картину, драматичная история кражи, подделки, шумиха в обществе — всё это добавляет повенансу вкусности, а цене картины картины — нулей.
Любого коллекционера интересуют только две вещи: имя автора и провенанс. Ну, еще и состояние картины. Содержание картины и мастерство художника, которые на наш с вами незамутненный взгляд, и должны бы составлять главную ценность произведения искусства, на самом деле, вторичны. Искусство давно стало настолько коммерческим, что самая его суть, а именно — воспевание прекрасного, перестала играть главную скрипку.
Именно поэтому любители искусства так часто бывают поставлены в тупик, когда какая-то мазня продается за десятки, а то и сотни миллионов. Но ответ прост. Если вы нарисуете на холсте полосу на синем фоне, эта картина будет стоит ровно столько, во сколько вам обошлись материалы для нее. Да даже и за эту цену ее купят разве что ваши родственники, озабоченные поднятием вашего художественного духа. Но если эту полосу нарисует какой-нибудь Барнетт Ньюман, то ее можно будет продать за 44 миллиона долларов. А если ее украдет какой-нибудь безумец, влюбится в нее и картинно (извините за тафтологию) женится на ней, о, тогда ее цена может взлететь и до 100 миллионов. Изменится ли что-то в самом произведении? Нет. Оно так и останется полосой на синем фоне. Как, впрочем и ваше, которое до конца вашей жизни сиротливо провисит в дальнем углу гостиной заботливых родственников. Разве что кто-то сердобольный выкрадет ее и уничтожит, сжалившись над чувствами вашей тети, вынужденной ежедневно смотреть на это недоразумение.
Но мы отвлеклись. Вернемся к Рембрандту. Тут очень интересная история. Эти две картины совершенно случайно обнаружили при рутинной описи в коллекции одной британской семьи. Поначалу искусствоведы не могли поверить, что это настоящий Рембрандт. Этих работ не оказалось ни в одном каталоге! Поверьте, это почти невероятно. Все картины Рембрандта давно тщательно описаны и каталогизированы. Рембрандт — гений, на столетия опередивший своих современников. И вдруг, появляются две его неизвестные работы. Искусствоведы месяц работали над подтверждением подлинности и наконец убедились — эти картины, без сомнений, кисти великого мастера.
Оказалось, на портретах датированных 1635 годом изображены представители известной семьи из нидерландского города Лейден — Ян Виллемс ван дер Плайм и его жена Яапген Карелс. Пара была знакома с художником. Ван дер Плайм, заработавший состояние на сантехнике, был видной фигурой в Лейдене. Их сын Доминик женился на дочери дяди Рембрандта. А их сын, Карел, как считается, был учеником художника. В год написания портретов пара купила сад рядом с садом матери Рембрандта.
Картины хранились в семье ван дер Плаймов 200 лет, а потом были проданы с молотка в 1824 году. И выкупили их предки той самой семьи, в которой они и были обнаружены несколько месяцев назад. Семья пожелала остаться неизвестной. И я их очень хорошо понимаю. Для того, чтобы расстаться с Рембрандтом, нужно быть просто в отчаянном положении. Не говоря уже о сомнительной чести не знать, ЧТО висит у тебя на стене 200 лет. Подозреваю, что они были ошеломлены не меньше искусствоведов.
Однако, именно такие редкие находки и являются самой частой причиной появления на аукционах картин великих мастеров. Старые семьи часто теряют свое богатство и влияние и вынуждены продавать то, что когда-то приобрели их более удачливые и успешные предки.
До аукциона оценочная стоимость работ составляла в 7-9 миллионов долларов. Конечная цена в 14 миллионов почти в 2 раза превзошла ожидания. Однако, как видите, даже великий Рембрандт не смог потягаться с неожиданно дорогой и непостижимо для нас с вами глубокой, белой полосой, за которую отдали в 3 раза больше.