Советское искусство в Москве. Построение и деконстру…

Лекция Ольги Турчиной

Москва часто становилась объектом искусства, оказываясь героиней произведений, или принимая элементы декора — временного, праздничного, или постоянного, иногда курьёзного, иногда помпезного.

С приходом советской власти город был в срочном порядке укомплектован новодельными монументами, воздвигнутыми в память об актуальных, по мнению новой власти, исторических деятелях. До наших дней из этих памятников сохранились считанные артефакты, поскольку разорение страны и срочность установки превосходили необходимость поиска средств на качественные материалы.

Во времена сталинского ампира лицом города становится метро — подземный высокотехнологичный храм, открытый для всех жителей Москвы и Советского Союза. Это был самый демократичный, народный Град Китеж, утопленный под привычную Москву, где каждая станция имела свою концепцию и была декорирована с использованием дорогих презентабельных материалов. Метро не редко отображалось в работах художников советского периода, да и вообще, транспортная тема должна была располагать к настроению праздника и эмоционального подъёма.

В 1957 году Москву посетил VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, безусловно, украсивший её, и перевернувший многие представления, в частности, — об искусстве. Многие молодые художники побывали на международных выставках, устроенных в пределах фестиваля, что помогло им скорректировать для себя вариации и возможности самовыражения.

В 1974 году Москва становится своеобразным выставочным залом, устроенным на пересечении двух улиц — это событие войдёт в историю русского искусства под названием Бульдозерная выставка. Среди её устроителей будут родоначальники знаменитого Соц-Арта, который подвергнет деконструкции и реконтекстуализации социалистический реализм и весь уклад жизни по-советски, в том числе и всю социально-агитационную индустрию…

Ольга Турчина — искусствовед, куратор, старший научный сотрудник Московского музея современного искусства.