Матиас Грюневальд. Лекция Дмитрия Кудинова.

https://www.youtube.com/watch?v=YL5kzGsvMyw
«Матиас Грюневальд. Гений, которому не повезло» Лекция гида, искусствоведа Дмитрия Кудинова. Тайм-код в первом комментарии.

Маттиас Готхард Нитхард , более известный как Маттиас Грюневальд – самый универсальный из всех универсальных мастеров немецкого Возрождения. В ошеломляющем ряду неоспоримых гениев того времени он всегда в конце ряда, заслоненный глыбами Дюрера и Кранаха — старшего… Его мадонны могли быть мадоннами Рафаэля и Мемлинга, но были только его, мастера Маттиаса. Его бестии населяют ад Иеронима Босха и этот ад снился им обоим одним сном на двоих. После cмерти его, Готхарда Маттиаса Нитхардта, водных дел мастера, мыловара строителя, последнего великого мастера северной готики назовут не его именем и забудут, казалось бы, навсегда…

Ветреный холодный берлинский вечер мы провели в попытке узнать, сколь Готхард Маттиас Нитхард, которого мы вслед за Иоахимом Зандрартом называли Маттиасом Грюневальдом , был близок к Богу. Ибо без этой близости невозможна была та стылая бездна его Распятий, именуемая вечностью, и на нее невозможно смотреть, так как можно ослепнуть…
Ибо без этой близости невозможна та абсолютная радость Богородиц и Младенцев, которая столь абсолютна, что на нее невозможно смотреть, так как можно ослепнуть…
Ибо без этой близости тот свет, в котором возносится и преображается Иисус, слепит и на него невозможно смотреть, так же как невозможно смотреть на солнце…
Он даже не знал, что будут звать не его именем.

Он никогда не задумывался о своем посмертном существовании. Напрасно. Старались все — помимо великих произведений, Леонардо и Дюрер, желая выглядеть хорошо, накручивали волосы на горячие стержни, Микеланджело свирепо ненавидел, Кранах торговал всем, что попадалось ему под руку, Караваджо скандалил и устраивал драки с поножовщиной…
Мастер Нитхард, которого сегодня история искусств знает как Маттиаса Грюневальда, никак не старался. Он тихо строил резиденции, прокладывал каналы и писал картины. Абсолютный гений. Он, все ещё пребывая в готической эстетике , которую в 20 веке назовут экспрессионизмом, создал бездну. Не тьму Караваджо, которая жива и в ней постоянно копошатся всякого рода хтонические чудовища, а бездну и тьму- абсолютную , в которой нет ничего, даже времени. И он превратит эту бездну в свет. Абсолютный , также как и бездна. Свет, в котором воскресает, возносится и преображается Иисус, растворяясь в свете и становясь светом. Писать цвет цвета света мог только он. За всю историю мировой живописи.