Лекция О. Карпачевой «Байрон: шальной, дурной и опасный для общения» («Романтизм как обман зрения»)
Подписаться на канал: https://www.youtube.com/channel/UC86p_dXFrISbpWuC_VB9JIA?sub_confirmation=1
Можно сказать, что он был первой звездой тех времен, сравнимой по скандальности с современными звездами Голливуда. Его любили и ненавидели одинаково сильно, а тщательно создаваемый на публике образ непонятого героя-одиночки остался в истории как байронический. Влюбленный Байрон и Байрон — Дон Жуан исключительно свободен в проявлениях своей чувственности. Он бежит из одного скоротечного романа в другой, лишь бы быть все время кем-то увлеченным. Жестокий нарцисс в поисках собственного отражения в каждом встречном. Байрон не только был поэтом, но и прожил жизнь поэта. Сегодня мы назовем это деструктивное поведение — «жить быстро и умереть молодым».
Лектор — Олеся Карпачева, кандидат культурологии, лектор по английской и американской литературе.
Наш сайт: http://nekrasovka.ru/
VK: http://vk.com/nekrasovkalibrary
Telegram: https://t.me/nekrasovkalibrary
0:00 Библиотека им. Н.А. Некрасова представляет краткий курс лекций по английской литературе «Романтизм как обман зрения»
0:15 Разрыв между реальностью и нашими представлениями о ней, нашими ожиданиями, чувствами — тот конфликт, из которого вырос романтизм.
0:50 Содержание цикла «Романтизм как обман зрения».
1:30 О. Карпачева о себе.
3:10 Романтизм — обаятельный вампир. Чтобы не быть им отравленным, его нужно изучать и «препарировать».
4:30 Историко-культурный контекст как ключ к пониманию произведения.
5:10 Что такое классика? То, что мы читаем опять и опять.
7:05 Литература — инструмент, который помогает нам познавать мир.
7:40 Преромантизм.
9:30 Англия — родина романтизма.
10:40 Две новые эстетические категории — возвышенное и живописное.
12:33 Романтизм оперирует иррациональными инструментами.
13:30 Задача искусства — пересоздавать реальность. Спор с Богом.
15:00 Особенное отношение к любви и смерти. Смерть — возможность заглянуть в другой мир, заглянуть в бездну. Любовь — принципиально несчастливая.
17:00 Романтизм — дорога. Важен процесс, а не результат. Важен не сюжет, а атмосфера.
19:10 «Шальной, дурной и опасный для общения» — слова Каролины Лэм, которую Байрон оставил.
21:30 Романтики — это люди, которые творят под залог собственной жизни. Романтическая культура процветает в рок-н-рольной среде.
23:55 Романтические маски — это в полной мере про Байрона (великий поэт — сын — отец — прототип Чайльд Гарольда — денди — лорд — спаситель Греции — символ эпохи).
24:50 Великий ли поэт Байрон? Карта: десять самых влиятельных поэтов в истории. Байрона там нет.
27:00 Байрон не был новатором формы — он был властителем умов.
29:00 Байрон и Вальтер Скотт.
31:00 Лейкисты — первый этап романтизма (от бунта к успешности, довольству и стабильности).
32:15 Байрон, Шелли, Китс — истинный романтизм, поэзия под залог жизни.
33:05 Наследство — аббатство Ньюстед. Идея родового проклятия.
37:00 Продажа аббатства из-за его плохого состояния и отсутствия средств на восстановление.
39:35 Судьба матери Байрона, взаимоотношения матери и сына. Смерть матери и осознание потери.
47:30 Байрон — страстный читатель.
49:10 Постоянное присутствие в жизни Байрона животных.
50:20 Учеба в Кембридже. Первый поэтический сборник. Борьба с лишним весом как переделывание себя под образ поэта.
53:30 Путешествие в Грецию.
56:50 Рождение поэмы о Чайльд Гарольде.
59:50 Байронический герой: поза, пессимизм, интеллектуальный снобизм, конфликт с обществом, понимание недостижимости совершенства.
1:01:05 Иронизм и дендизм. Кодекс денди.
1:03:45 Выход «Чайльд Гарольда». Успех поэмы и невероятная популярность ее автора. Байромания.
1:08:20 Успех поэмы обусловлен поэтическим талантом и свободой суждений автора.
1:10:00 Интерес к Байрону со стороны Пушкина и Лермонтова. Развитие образа байронического героя.
1:12:10 Погружение Байрона в любовные истории. Каролина Лэм.
1:16:00 Знакомство с Анабеллой Милбенк, женитьба.
1:21:30 Сводная сестра Августа Ли.
1:22:50 Дочь Байрона Ада.
1:23:30 Поэмы «Корсар», «Абидосская невеста».
1:24:40 Развод, травля, отъезд из Англии.
1:27:25 Знакомство с Шелли. Гармоничный период.
1:30:00 «Тьма» — программное стихотворение.
1:31:20 Отъезд в Италию. Устройство незаконнорожденной дочери Аллегры в монастырь.
1:32:35 Знакомство с Терезой Гвиччиоли.
1:33:40 Увлечение политикой.
1:35:35 Смерть Аллегры.
1:36:25 Темная триада: нарциссизм, макиавеллизм и психопатия.
1:37:20 «Поэтическая смерть». Поза героя, погубившая поэта.