Лекция Ирины Кулик из цикла «Несимметричные подобия» в Музее «Гараж». Сол Левитт — Абсалон
На американского художника, одну из ключевых фигур минимализма и концептуализма Сола Левитта (1928–2007) повлиял русский авангард. Художник называл куб своей «базовой единицей». Он то превращал его в решетку, то множил кубы и создавал хаос. Художник постоянно экспериментировал с формой, цветом, работал преимущественно с простыми геометрическими фигурами в монохромной технике. Творчество Левитта сыграло решающую роль в формировании эстетических взглядов в 1960-е, оказало влияние на Джона Балдессари и Фрэнка Стеллу. Сам художник утверждал, что «цель художника, занимающегося концептуальным искусством, — сделать работу интеллектуально интересной для зрителя и при этом не затрагивать душу».
Французский художник Абсалон (1964–1993) переехал из Израиля во Францию, где связал свою жизнь с архитектурой и скульптурой. Его подчеркнуто минималистские, чуть ли не стерильные работы выполнены из дерева и покрашены белой краской. Абсалон, сосредоточенный на собственной жизни, создавал жилые конструкции площадью около 10 кв. м исключительно для себя, в соответствии со своими потребностями, как индивидуальный психологический эксперимент. Его архитектурные модели определялись не внешними формами, а возможностью жизни внутри этих объектов.
Ирина Кулик (р. 1970) — арт-критик, культуролог, кандидат наук, преподаватель Института проблем современного искусства, автор многочисленных публикаций, посвященных современному искусству, кино и современной музыке.