Лекция Ирины Кулик «Пит Мондриан — Мауриц Эшер»

Лекция Ирины Кулик из цикла «Несимметричные подобия» в Музее «Гараж». Пит Мондриан — Мауриц Эшер

Голландский художник Пит Мондриан (1872–1944) одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи. Его знаменитой «решеткой» украшено все: от диванов, автомобилей и велосипедных кресел до средств для укладки волос и кейсов для айфона. Несмотря на знаменитость Мондриана, его первая персональная выставка состоялась лишь за два года до смерти ­— в 1942 году в галерее Валентайна Дьюденсинга в Нью-Йорке.

Мауриц Эшер (1898–1972) — голландский художник-график, мастер головоломок и оптических иллюзий. Так, например, лестницы в его работах не имеют начала и конца, а вода течет вверх. Математик и профессор Принстонского университета Герман Вейль использовал его работу «Симметрия» для оформления обложки своей книги, а физик Янг Чжэньнин проиллюстрировал свою гипотезу о применении законов симметрии в квантовой физике работой «Всадники». Художник создавал большое количество дизайнерских работ по заказам организаций, в том числе произведение «Метаморфоза III» по заказу Королевской почты Нидерландов.

Ирина Кулик (р. 1970) — арт-критик, культуролог, кандидат наук, преподаватель Института проблем современного искусства, автор многочисленных публикаций, посвященных современному искусству, кино и современной музыке.