Klavierabend лауреата международных конкурсов Александра Гиндина с интригующим названием «Маски и бергамаски» состоится 3 апреля 2021 года в Мемориальной квартире Святослава Рихтера в рамках сезона «Музыка в театре и кинематографе».
Стихотворение Поля Верлена «Лунный свет», откуда и взяты эти слова, было напечатано в 1869 году в сборнике «Галантные празднества», где под пером поэта воскресали забытые герои commedia dell’arte – Арлекин, Коломбина, Скарамуш… В моду входил XVIII век, и казалось очень соблазнительным примерить маски персонажей картин Ватто, Буше и Фрагонара, поэтому легкая и изящная поэзия Верлена привлекла не только читателей, но и композиторов, первым из которых стал молодой Клод Дебюсси. В концерте прозвучит одно из самых известных сочинений Дебюсси «Бергамасская сюита» (Suite Bergamasque) в четырех частях (Прелюдия, Менуэт, Лунный свет, Паспье), сама структура которой навеяна поэзией Верлена, театральными образами «изящного» века, пронизанного игрой, соблазном, образами не только любови, но и смерти. Пьесу «Маски» (Masques) Дебюсси также предполагал включить в «Бергамасскую сюиту», но затем отказался от этого намерения.
Постмодернистскую сюиту для фортепиано «Отзвуки театра» современный российский композитор Леонид Десятников сочинил в 1985 году как оммаж театру (что явствует из названия), и также – аналогично замыслу Дебюсси – как «воспоминание» о «галантном веке». Но здесь – как, впрочем, и всегда у Десятникова – аллюзии не столь очевидны и прямы, а скорее даже заимствованы, это «восприятие через восприятие»: в музыке можно услышать и «отзвуки» Серебряного века, воскресившего XVIII век для русского человека, и колористические находки Дебюсси и Равеля (а Равель ведь тоже отдал дань увлечению Верленом!), первая и последняя пьесы – обе с подзаголовком «Маски» – дань барочному театру и барочному сознанию с их аффектацией, вычурностью, но и постоянным memento mori и ощущением жизни как сновидения.
Во втором отделении концерта прозвучит фортепианный цикл Роберта Шумана «Карнавал» – одно из ранних фортепианных сочинений композитора. Сюита из 21 острохарактерной пьесы разворачивает перед слушателями пеструю картину итальянского карнавала, где помимо традиционных масок – Арлекина, Коломбины, Панталоне – участвуют и современники автора, композиторы (и виртуозы-исполнители) Шопен и Паганини, мелькают образы двух возлюбленных Шумана – Клары Вик и Эрнестины фон Фрикен; но самое главное – здесь впервые появляются два alter ego самого Шумана, две стороны его натуры Эвсебий и Флорестан – лирически-созерцательная и импульсивная. Все эти маски, мчащиеся в вихре карнавала – смена перевоплощений, символ перехода, метаморфозы, «игровое начало жизни», и именно маски – это то, что создает зыбкую атмосферу иной жизни, иного бытия и прельстительной возможности – хоть на время – стать кем-то другим.