Итальянская скульптура на берегах Невы. Летний сад. Онлайн-лекция
Авторская лекция Наталии Дмитриевны Кареевой, кандидата искусствоведения, заведующего сектором «Летний дворец и Домик Петра I» Русского музея, о статуях и скульптурных группах Летнего сада, интересных с точки зрения сюжета и символики, раскроет для современного зрителя язык аллегорий классического европейского искусства.
Именно Петр I выступил инициатором покупки статуй и бюстов в Западной Европе. Наличие в Летнем саду скульптурного оформления характеризовало просвещенность хозяина, его вкус и приобщенность к европейской культуре. Самые ранние сведения о скульптурах в Летнем саду относятся к 1710-1711 году. Планомерная закупка их проводилась в Венеции Саввой Рагузинским и в Риме Юрием Кологривовым в 1716 – 1723 годы. За это время Летний сад был насыщен изображениями мифологических богов и богинь, аллегориями добродетелей, времени суток и времен года, портретами римских императоров и их жен, изображениями муз и сивилл. Мраморная итальянская скульптура служит главной приметой и особенностью Летнего сада на протяжении уже более трех столетий.
Скульптура Летнего сада явилась смелым новшеством в культурной жизни России. В допетровской Руси круглой мраморной скульптуры, изображавшей обнаженное тело, не существовало. Незнакомым для русского зрителя был и язык аллегорий, на котором давно разговаривало европейское искусство. Необходимо было знать имена античных богов, их род занятий, присущие им атрибуты, чтобы понимать, по какому поводу упоминается то или иное имя, что обозначает скульптура.