Hermitage Online. Настенные росписи Пенджикента. Рассказывает Павел Лурье
Вместе с Павлом Лурье, заведующим сектором Средней Азии и Кавказа Отдела Востока, мы познакомимся с настенными росписями Пенджикента и побываем в «Синем зале».
Культуре Согдианы – области по Зеравшану и Кашкадарье в центре Средней Азии — в V — VIII веках н.э. посвящены два зала на постоянной экспозиции музея. Большинство выставляемых объектов происходит из Пенджикента — города на восточной оконечности этой страны, который вот уже более семидесяти сезонов изучают археологи Государственного Эрмитажа.
На экспозиции можно увидеть роспись так называемого «»Синего Зала»» Пенджикента – вероятно, самого длинного произведения живописи, экспонируемого в Эрмитаже.
Роспись разделена на четыре регистра. В верхнем изображены боги, во втором – сюжеты битвы героического эпоса. Третий регистр относится к эпосу о Рустаме – наиболее почитаемом герое иранцев. Он побеждает Авлада, другого героя иранского эпоса Шахнаме, борется с драконом. В нижнем ярусе росписей можно увидеть сказки и басни согдийцев, имевшие много общего с сюжетами индийской Панчатантры. Часть из них нам знакома в переложении И. А. Крылова.
Задавайте ваши вопросы в комментариях к трансляции, в конце эфира будет отведено время для ответа на них!
Напоминаем, что с 27 марта в Государственном Эрмитаже действует оперативная группа, созданная с целью своевременной координации и мониторинга проводимых в Эрмитаже работ. Часть работников оперативных служб, в дополнение к выполнению их основных обязанностей, разрешено привлечь для создания коротких видеороликов и прямых трансляций, публикуемых в социальных сетях музея.