Его имя ассоциируется со стилем «модерн» в Москве. Гениальный художник и зодчий, не получивший полного образования и начавший свой творческий путь еще в период эклектики, становится ярчайшим представителем целой эпохи рубежа столетий. Лекция посвящена творчеству мастера и эволюции его архитектурного метода в московских постройках.
Цикл лекций посвящен одному из самых ярких периодов в русской и мировой архитектуре — стилю «модерн», охватившему Запад на рубеже XIX–XX столетий. Постройки в этом стиле имели как схожие черты, так и национальные особенности. Россия не стала исключением, и улицы крупных городов украсили здания, возведенные в «новом», «современном» стиле. В европейских столицах, Петербурге и Москве на рубеже веков формируются свои «архитектурные школы», о которых и пойдет речь на лекциях.
Федор Осипович Шехтель (1859-1926) – один из самых известных архитекторов, чье имя ассоциируется с московским модерном. Он оставил очень яркий след в архитектурном облике Москвы, во многом благодаря тому, что всегда старался учесть, как его здания будут сочетаться с окружающей застройкой и восприниматься с различных точек видения.
Как и все ярчайшие представители стиля модерн Шехтель был, по сути, универсальным деятелем искусств — помимо архитектурных проектов он активно сотрудничал с театрами в качестве костюмера и декоратора, проектировал и оформлял временные сооружения в городских парках, а также работал художником-оформителем в различных типографиях и издательствах. С юности Шехтель был вынужден много работать, так как из-за болезни матери ему пришлось обеспечивать семью. Во многом из-за этого его отчислили из Московского училища живописи, ваяния и зодчества с формулировкой «за плохую посещаемость».
В архитектуре Шехтель одним из первых развивал принцип всефасадности, когда все фасады особняка могут быть обозримы, и, соответственно, все они должны быть интересными. Также он руководствовался принципом проектирования «изнутри наружу», сначала продумывая интерьеры, а потом облекая их во внешнюю оболочку. Именно эти положения стали определяющими в архитектуре на рубеже XIX и XX веков.
Одна из самых известных построек Шехтеля того периода — особняк С.П. Рябушинского — является ярким примером его зрелого, сформировавшегося стиля. Здесь принцип «изнутри наружу» максимально сглажен за счет четкой геометрии объемов, хотя эркеры и окна различных форм полностью подчинены интерьеру. Лестница внутри здания — главный акцент, ядро планировки, благодаря чему все помещения расположены по кругу. Расстекловка, уникальные рисунки оконных рам и декоративные элементы с растительными мотивами — каждая деталь этого архитектурного шедевра продумана до мелочей.
Для деловых, торговых и гостиничных комплексов Шехтель также выработал определенный стиль. Его основные черты хорошо видны в гостиничном и торговом доме «Боярский двор» — сочетание четкой геометрии, подчеркивающей вертикали и горизонтали здания, и штукатурного декора, который четко виден лишь при приближении к фасаду. Также здесь выделен смысловой акцент главного входа, который подчеркивается конструктивными элементами вплоть до верхнего яруса.
В своих поздних работах Шехтель постепенно начинает приходить к функциональному модерну, когда все зависит от типологии здания. Например, весь фасад типографии Рябушинских «Утро России», по сути, — сплошное окно, так как в производственных помещениях необходимо много света. И все же архитектор не ограничивался одной лишь функцией, всегда стремясь сочетать искусство с новейшими веяниями технического прогресса. Подробнее о работах великого русского архитектора Вы узнаете из этой лекции.