ФАРФОР МАНУФАКТУРЫ MEISSEN (XVIII век) (Porcelain Manufactory MEISSEN)

Нажми на кнопки «Подписаться» и «Колокольчик» — История европейского фарфора началась с открытия секрета твердого фарфора и последовавшего за этим основания фарфоровой мануфактуры Meissen в 1710 саксонским курфюрстом Фридрихом Августом II Сильным в Дрездене и вскоре переведена в Мейсен, в крепость Альбрехтсбург, поблизости от столицы. Так родилась марка «фарфора Мейсен», или иначе «мейсенского фарфора». Голубые подглазурные скрещенные мечи – самая знаменитая марка европейского фарфора. Этот символ, украшающий герб Саксонии, стал использоваться в Мейсене для маркировки изделий с 1723. Несколько видоизменяясь, эта марка сохранилась по настоящее время. В течение трех столетий под знаком голубых мечей росла и укреплялась слава Мейсенской фарфоровой мануфактуры, где были созданы эталонные произведения фарфора, оказавшие огромное влияние на всю историю этого вида искусства. Секрет фарфорового производства был открыт в Саксонии благодаря совместной работе двух выдающихся исследователей — ученого Э.В. фон Чирнгаузена и алхимика И.Ф. Бёттгера, который и считается изобретателем твердого европейского фарфора. Сначала в Дрездене была создана коричневая каменная масса, получившая название «бёттгеровской». Выпуск изделий из нее начался уже в 1710. Годом ранее Бёттгер получил настоящий белый фарфор с глазурью, которая во многом определяла лучшие свойства фарфоровых изделий. Основание Мейсенской фарфоровой мануфактуры открыло новую страницу в истории европейского искусства. Мейсенский фарфор, как избранный, пока еще редкий и дорогой материал привлек в сферу своих пристрастий традиции культуры и фарфора Востока и художественные идеи и образы разных областей европейского искусства. Мейсенский фарфор первой половины XVIII века дает бесконечное разнообразие вариантов художественного облика своей продукции, от копирования восточных, китайских и японских образцов до создания произведений, блестяще воплотивших в новом материале принципы европейского барокко и рококо. В 1-й половине XVIII века в Мейсене были созданы образцы столовых и чайно-кофейных сервизов, различных предметов украшения интерьера, разработаны новые типы декора и мотивы росписи, которые навсегда остались классикой европейского фарфора. Расцвет прославленной мейсенской фарфоровой пластики относится к середине XVIII века и связан с именем выдающегося скульптора И. И. Кендлера, в течение нескольких десятилетий руководившего скульптурной мастерской и создавшего огромное количество фигур и групп небольшого размера, положивших начало новому виду декоративно-прикладного искусства – мелкой фарфоровой пластики. Деятельность Мейсенской мануфактуры продолжается и сегодня.