Предпринимателя С.И. Щукина принято считать одним из самых успешных коллекционеров модернистского искусства – произведений нового, революционного направления. Что может быть общего между «купеческим сознанием» и разрушением традиции? Подход, который определял выбор Щукина, кажется довольно противоречивым, но только на первый взгляд. Особенности формирования модернистского искусства позволяют утверждать, что оно было продуктом буржуазной культуры конца XIX – начала XX века. Художники этой эпохи, восставая против оков экономического и культурного порядка, встраивались в него, мнимо полагая, что преодолевают. По словам теоретика искусства М. Лифшица, «игра на выдвижение сменяющих друг друга модных школ слилась с общей лихорадочной стихией современного капитализма – жестокой схваткой за место под солнцем, неожиданным успехом новых монополий, постоянным переделом господствующих позиций на вершине общественной пирамиды». В рамках дискуссии художник Дмитрий Гутов представит критический анализ коллекции С.И. Щукина, предпринятый М. Лифшицем, а искусствовед Илья Доронченков прокомментирует его позицию.
Участники дискуссии:
Дмитрий Гутов – художник и теоретик современного искусства;
Илья Доронченков – кандидат искусствоведения, заместитель директора по научной работе ГМИИ им. А.С. Пушкина.