Дискуссионный клуб Даниила Коцюбинского | Как правильно охранять Петербург и его архитектуру
Градозащитник Алексей Ковалев и архитектор Никита Явейн обсуждают, как правильно охранять Петербург и его архитектуру.
Исторический центр Санкт‑Петербурга и связанные с ним группы памятников» стал в 1990 году первым российским объектом, включенным в Список ЮНЕСКО.
В состав объекта вошли 36 компонентов и 86 элементов, расположенных на территории двух субъектов Российской Федерации – Санкт‑Петербурга и Ленинградской области. Исторический центр Санкт‑Петербурга является ядром этой номинации, его площадь составляет около 4 тыс. га. Границы всего объекта охватывают территорию свыше 23 тыс. га.
«“Северная Венеция” с ее многочисленными каналами и более чем 400 мостами является результатом обширного городского проекта, начатого в 1703 году при Петре Великом. Позже известный как Ленинград (в бывшем СССР), город тесно связан с Октябрьской революцией. Его архитектурное наследие сочетает в себе очень разные стили барокко и чистой неоклассики, что можно увидеть в Адмиралтействе, Зимнем дворце, Мраморном дворце и Эрмитаже», — так открывается посвящённая Петербургу страница сайта ЮНЕСКО.
«Уникальный городской ландшафт порта и столичного города Санкт-Петербурга, возвышающегося над устьем Невы в месте ее впадения в Финский залив, был величайшим городским творением XVIII века.
Санкт-Петербург был построен в начале XVIII века в поразительно короткие сроки по четкому плану… Город строился в тяжелых условиях на незащищенной от паводков низменности, в условиях острой нехватки материалов и рабочих.
За первые десятилетия своей истории Санкт-Петербург превратился в грандиозную агломерацию, состоящую из исторического ядра города, окруженного парадными загородными резиденциями, развитой системой укреплений, усадеб и дач, поселков и городков, связанных радиальными путями. Он занимал берег по обеим сторонам Финского залива, а также город-крепость Кронштадт на острове Котлин, двигаясь вверх по Неве к ее истоку в Шлиссельбурге. Этот русско-европейский город, окруженный пригородными ансамблями, стал социокультурным феноменом с бесподобным историческим городским ландшафтом, отличающимся абсолютной иерархичностью структур.
Величие северной столицы России с ее горизонтальным силуэтом в сочетании с вертикальными ориентирами и ансамблями набережных и площадей лежит в основе «императорского» духа города, его гения места. Главной особенностью и достопримечательностью исторического центра Санкт-Петербурга является идеальное сочетание архитектуры и водных пейзажей.
Ткань города богато пронизана ансамблями. Эти ансамбли, связываясь друг с другом, создают сложную многослойную систему, в которой ни один элемент не существует сам по себе или изолирован от своего окружения. Всеобъемлющая ценность всех компонентов этой системы проистекает из их объединения в гармоничное целое.
Именно поэтому Санкт-Петербург, несомненно, остается единственным грандиозным проектом в истории градостроительства, сохранившим свою логическую целостность, несмотря на стремительную смену архитектурных стилей.
Культурная ценность связывает выдающиеся образцы барочных императорских резиденций с архитектурным ансамблем Санкт-Петербурга, который является преимущественно барочной и неоклассической столицей. Дворцы Петергоф (Петродворец) и Царскосельский (Пушкин), которые были восстановлены после разрушений во время Второй мировой войны, являются одними из самых значительных сооружений.
Санкт-Петербургская агломерация в целом и ее исторический центр в частности сохранили свою целостность. Это связано с тем, что застройка исторического центра практически прекратилась в 1913 г., а в 1918 г. столица была перенесена в Москву. В результате новое строительство и рост промышленных зон происходили за пределами исторического центра.
Первоначальная планировка города и большая часть оригинальной застройки в историческом центре Санкт-Петербурга свидетельствуют о его выдающейся универсальной ценности».
Как всё это сохранить? Имеет ли прав город «схлопывать» охранную зону, по сравнению с той, которая была заявлена в ЮНЕСКО в 1990 году?
Спор о его конкретных границах охранной зоны СПб, продолжавшийся долгие годы, завершился летом 2014 года тем, что Комитет всемирного наследия утвердил границы исторического центра почти без изменений, по сравнению с 1990 годом.
В этой связи вопрос о том, что можно и чего ни в коем случае нельзя делать в пределах исторического центра СПб, остаётся по-прежнему крайне острым. Равно как и вопрос о том, что делать с домами-монстрами, которые за истекшие годы успели вырасти, подобно, гигантским ядовитым грибам, по всему центру города.
Имеют ли право современные архитекторы вторгаться в ткань охранной зоны?
Имеет ли право городская власть разрешать снос зданий в пределах исторического центра и санкционировать на их месте строительство новых объектов?