Борис Клюшников «Зеркальная улица: ленинская теория, дадаизм и совпадение»

Борис Клюшников — преподаватель теории современного искусства.
О КУРСЕ
Образовательная программа «Практикум по осознанным совпадениям» ставит своей целью сблизить практики современного искусства с практиками ежедневного распорядка жизни. Такое сближение становится возможным благодаря смене угла зрения на рутинные события.

Курс, состоящий из десяти занятий, включает в себя занятия со специалистами из разных областей знания. Подобный курс* в сокращенном виде (около 4 ак. ч.) был реализован в рамках проекта «Школа для художников. Сезон 2» — образовательной программы воронежского «Центра современного искусства» при поддержке Фонда президентских грантов в 2017-2018 гг.

«Практикум по осознанным совпадениям» предлагает поспекулировать в поле концепта совпадение на границах научного и ненаучного знания, активного действия и созерцания. Концепт совпадение как житейское и междисциплинарное научное понятие, находящее связи в философии, критической теории, перформативных практиках, литературоведении, математике является, на наш взгляд, точкой входа в образовательную программу для самого широкого круга участников.

Задачами курса являются освоение инструментария для наблюдения за поэтикой ежедневного, знакомство с осознанными приемами (изобразительными, словесными, телесными) для развития художнического видения.

Период карантина / самоизоляции/ режима повышенной готовности дал нам новый опыт переживания времени, произвел новые ритуалы, заставил прочувствовать и давление синхронизации онлайн-конференции и, наоборот, замедление, вызванное замкнутостью пространства и вскрывшейся необязательностью многих привычных дел. В новых условиях жизни совпадение с точки зрения эзотерических, конспирологических и подобных теорий может иметь эсхатологическое значение; при критическом же подходе, напротив, может стать поводом для исследования, созерцания, поиска нового. Так, в истории науки и искусства можно найти примеры изучения нелинейного хода событий (напр., Делез, Деррида и др. теоретики постмодернизма), способов управления временем (ср. ти-джеинг Й. Регева), алеаторики (ср.: Борхес, Малларме), комбинаторики и эстетики повседневности (Рансьер).