БАРОККО в музыке. Лекция Александра Великовского из цикла «Великие музыкальные эпохи»

Третья лекция цикла «Великие музыкальные эпохи» посвящена эпохе БАРОККО — одной из самых необычных и противоречивых в истории искусства. Это было время, когда свои шедевры создавали Бах и Гендель, Вивальди и Корелли, Пёрселл и Монтеверди.
Лектор и исполнитель: музыковед, кандидат искусствоведения, доцент РГУ им. А.Н. Косыгина Александр Великовский.
Все видео цикла «Великие музыкальные эпохи» собраны здесь: https://youtube.com/playlist?list=PLXhryeVttCmVCYcuxR2NNqywoIgcQK6j_

Желающие поддержать канал могут сделать это следующими способами:
💳 4274 3201 0232 4350 (Сбербанк)
💳 5536 9138 3595 9590 (Тинькофф)

🔔 Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые видео.

✏️ По вопросам сотрудничества (выступления с лекциями, ведение концертов) пишите на почту: velalex@hotmail.com

📕 Новую книгу А.Ю. Великовского «Гольдберг-вариации И.С. Баха» можно приобрести в нескольких интернет-магазинах, а также на сайте издательства: http://www.m-planet.ru/?id=20&detail=1140

СОДЕРЖАНИЕ С ТАЙМКОДАМИ:
00:19 Вступление.
00:58 Временные рамки эпохи барокко.
01:52 «Жемчужина неправильной формы». Этимология термина.
03:20 Почему слово “барокко” долгое время носило негативный оттенок?
04:55 «Порвалась дней связующая нить». Что произошло в жизни людей и искусстве на рубеже XVI и XVII веков?
08:35 Как появление на часах секундной стрелки побудило переосмыслить феномен времени.
10:06 Как изменяется представление о человеке в эпоху барокко?
12:15 Главная тема искусства — человек с его страстями.
13:00 Трагическое ощущение бытия. Ария страдающей Дидоны из оперы Пёрселла — один из шедевров барочной музыки.
16:17 Идея движения в искусстве. Динамизм и процессуальность.
19:35 Орнаментальность и детализация в барочном искусстве.
21:50 Новый тип музыкантов и слушателей. Любители музыки, бюргеры.
22:20 Клавесин — модный инструмент. Роль инструментальной музыки.
23:41 Миниатюры Рамо и Куперена.
26:06 «Я» вместо «мы». Эмоциональность, аффекты и новая цель музыки. Почему музыка перестала быть строгой наукой?
28:20 Проблема «отцов и детей». Конфликт поколений.
29:15 Полифония — «варварская готика». Мелодия с сопровождением (гомофония) как аналог выразительной речи.
30:40 Опера — главный жанр эпохи. Почему она возникла именно в Италии?
32:10 Придворная опера как искусство для избранных.
32:38 Монтеверди — «итальянский Шекспир». Почему излюбленным сюжетом для оперного спектакля стала история об Орфее и Эвридике?
39:36 Критика: «музыканты хотят изобретать нечто новое»
40:44 Общедоступный оперный театр. Почему он появился именно в Венеции?
42:13 Венецианец Антонио Вивальди — «рыжий монах». 500 инструментальных концертов.
46:18 «Времена года» — сочетание высокого и обыденного.
50:48 Судьба Вивальди. Смерть в нищете, забвение и возрождение в XX веке. В чем секрет популярности Вивальди?
52:10 Бах — последний гений эпохи барокко.
52:25 «Тайная поэтика» — свойство барочного произведения искусства. Как раскрыть глубинные слои в музыке?
54:00 «Гольдберг-вариации» Баха и тайные смыслы, скрытые в этой музыке.
57:54 Ария и главная этическая идея баховского цикла.
59:23 Монография автора о «Гольдберг-вариациях».