Балаганный театр в России / #TretyakovEDU

Народные гуляния в России имеют многовековую традицию. Особую страницу праздничной культуры представляют массовые гуляния, устраивавшиеся в крупных городах на Масленичную и Пасхальную неделях. Расцвет и грандиозный размах они получили в 19 веке в Петербурге и Москве. Здесь сформировалась уникальная площадная культура, где тон задавали большие и малые балаганы – центр и лицо гуляний. Наряду с балаганами непременно выстраивались ледяные горы (на Масленицу) и качели (на Пасху). Вокруг этих главных сооружений располагались самые разные увеселения, каждое из которых находило своих зрителей, почитателей. Кукольники, фокусники, потешная панорама — раёк, вожаки с учеными медведями, музыканты, карусели, балагуры-расносчики сладостей и пр.

Именно со столичных гуляний начинали свой путь по России многие новшества ярмарочно-площадной культуры, здесь зарождались такие виды профессионального искусства, как цирк, эстрада, кино, театр кукол и пр. Не случайно в начале 20 века в русском искусстве (литература, театр, живопись) получила особую популярность тема балагана, балаганной культуры.

Лекцию читает Анна Федоровна Некрылова – кандидат искусствоведения, член Союза театральных деятелей РФ, сотрудник сектора фольклора в Институте русской литературы РАН (Пушкинский Дом), автор книг: «Круглый год. Русский земледельческий календарь» (1989), «Русский народный кукольный театр» (в соавторстве с В. Е. Гусевым; 1983), «Народный театр» (в соавторстве с Н. И. Савушкиной; 1991), «Русский традиционный календарь» (2007) и других.

__
Подписка на канал: http://bitly.com/2sK69bG