Альбрехт Дюрер. Рисунки и гравюры. Фильм к выставке в Эрмитаже

© Государственный Эрмитаж. Альбрехт Дюрер. Рисунки и гравюры. Дата премьеры: 5 января 2022 г.

23:23 Художник Олег Юрьевич Яхнин показывает технику изготовления гравюр.

«Альбрехт Дюрер – крупнейший мастер немецкого искусства эпохи Возрождения, был одним из величайших рисовальщиков и граверов прошлого. Он рисовал серебряным карандашом и пером, акварелью, углем и черным мелом, исполнял рисунки кистью, а гравюру впервые сделал высоким искусством, способным состязаться с живописью. Дюрер владел совершенным мастерством гравирования и обогатил искусство печатной графики приемами, впечатляющими своим разнообразием и сложностью.

В фильме избранные рисунки и гравюры Дюрера показаны крупным планом, что позволит зрителю оценить несравненное мастерство их исполнения, восхититься красотой и выразительной силой линий, нанесенных рукой великого мастера, глубже понять художественный язык его графических произведений. В отдельной главе фильма рассказывается о зарождении европейской гравюры и графическом стиле ксилографии и резцовой гравюры. Также зрителю предоставляется редкая возможность заглянуть в мастерскую художника-графика, нашего современника, и увидеть процессы изготовления гравюры на дереве и гравюры на меди.

Фильм подготовлен к выставке «Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения».»

В фильме использованы изображения из Альбертины и Прадо.

Выставка «Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения», 08.12.2021 — 28.03.2022, Государственный Эрмитаж, Николаевский зал (№191) Зимнего дворца.

На экспозиции представлен ряд собственноручных рисунков мастера из собраний Государственного Эрмитажа, ГМИИ им. А. С. Пушкина и Ярославского художественного музея. Как рисовальщик Дюрер много и плодотворно работал на протяжении всей своей творческой деятельности и создал огромное количество произведений. Только до наших дней сохранилось около 1000 листов. И это, безусловно, самое значительное известное нам наследие рисунков художника XVI века.

Рисунки Дюрера отличаются широким диапазоном тем. Среди его листов представлены традиционные и новые сюжеты, религиозные, античные и светские мотивы, которые, в зависимости от предназначенной функции, можно разделить на две основные группы. К первой относят различные виды подготовительных рисунков для других произведений. Вторая группа – это самостоятельные рисунки, не служившие основой или подготовкой для перевода в другой материал. В этих законченных произведениях новаторство Дюрера проявилось особенно ярко. Цель их создания до сих пор вызывает дискуссии, так как он никогда не создавал рисунки на продажу. Многие из таких самостоятельных рисунков Дюрера были посвящены детальному изучению натуры в самых разных ее проявлениях.

Дюрер активно экспериментировал в самых разных техниках рисунка. В его арсенале рисовальщика были серебряный карандаш, уголь, черный мел, перо, акварель и гуашь. Он создавал свободные наброски, проработанные штудии для картин, эскизы для витражей и пластики, портреты, пейзажи, а также построения пропорций и перспективы. Каждая техника применялась художником в соответствии с решаемыми задачами и обстоятельствами.

Независимо от темы и цели создания рисунка и даже от выбранной художником техники, в основе любого рисунка Дюрера лежит линия. Даже в рисунках кистью на тонированной бумаге, с сильным внешним живописным эффектом, приоритетная роль линии очевидна. Линия обладает у Дюрера собственной ценностью, которая проявляется в ее графической четкости, большой выразительности, ритме, красоте и изяществе.

Интересным штрихом к портрету Дюрера и отражением его особого отношения к рисункам является тот факт, что он был одним из первых коллекционеров рисунков. Он бережно хранил не только свои листы, но и собирал работы других художников. В его собрании рисунков было много не дошедших до нас листов с портретами членов семьи и ближайшего окружения. По сохранившемся рисункам такого рода мы видим, что художник делал их для себя, но явно сознательно подписывал для будущих поколений, создавая таким образом живой каталог собственной коллекции. https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/2021/durer550

Albrecht Dürer (1471-1528). Selbstbildnis als Dreizehnjähriger. 1484 https://sammlungenonline.albertina.at/?query=search=/record/objectnumbersearch=

Музыка из этого видео
Трек Corrente 1a. Исполнитель Paul O’Dette. Альбом The Art of the Lute. Лицензиары Harmonia Mundi (от лица компании «harmonia mundi»). Трек Bach, JS: Schmücke dich, O liebe Seele, BWV 180: No. 1, Choral Fantasie. «Schmücke dich, o liebe Seele». Исполнитель Gustav Leonhardt. Альбом Bach, JS: Schmücke dich, O liebe Seele, BWV 180: No. 1, Choral Fantasie. «Schmücke dich, o liebe Seele». Лицензиары WMG (от лица компании «Teldec Classics International»); Public Domain Compositions и т.д.

Правообладатель: © Государственный Эрмитаж
Источник и оригинал видео: https://youtu.be/5fZpylbcSNQ Дата премьеры: 5 января 2022 г.
Канал Эрмитажа: https://www.youtube.com/user/thehermitagemuseum/