10кл. Русская живопись 17 века. Симон Ушаков. Парсуна.
Симон Ушаков — ведущий мастер России 17 века.
Историческая справка по эпохе. Алексей Тишайший и патриарх Никон.
Нововведения в иконописи: моделировка объема, появление новых сюжетов, изображение движения. «Фряжское» письмо.
1. Спас Нерукотворный (Мандилион) 1658
Проявление новых черт. Моделировка объема проплавлением. Техника иконописи, понятие плавей. Блики не показывают местонахождения источника света, соотвевтствуют традиционному расположение бликов еще в 14 веке.
2. Древо государства Москвоского (Похвала Богоматери Владимирской) 1668. Новый сюжет. Описание деталей.
3.Троица Живоначальная. Сравнение с Троицами Феофана Грека и Андрея Рублева.
4.Богоматерь Киккская (извод Елеуса)
Сравнение с ранее изученными иконами: Богоматерь Владимирская, Богоматерь Донская Ф, Грека, Богоматерь Владимирская А.Рублева, Одигитрия Дионисия.
5. Смертный человек.
ТВорчество Федора Зубова. Продолжение развития направления, заданного С. Ушаковым. Апостольская проповедь, Спас Романовский, Родимая икона Семена Алексеевича, Сотник Лонгин.
Парсуны. ЗАрождение жанра портрета. Использвание приемов иконописания. Либо на деревянной основе темперой, либо на холсте маслом.
1. Скопин Шуйский.
2.ц. Федор Михайлович
3. ц. Алексей Михайлович
4. ц.Федор Алексеевич, парсуна князя Репнина, патриарха Никона.