Курс лекций О.Григорьева — совместная программа Московской высшей школы социальных и экономических наук и Открытого университета «Сколково».
Вторая лекция курса затронет следующие вопросы:
2. Взаимодействие развитых и развивающихся государств: пример применения понятия «разделение труда»
2.1. Постановка задачи. В чем различие между развитыми и развивающимися государствами. Как различные теории отвечают на этот вопрос.
2.2. Монокультурный этап взаимодействия.
Теория сравнительных преимуществ Д.Рикардо — уточнение и обобщение формулировок. Перестройка инфраструктуры.
Проблемы измерения. Курсы валют. Девальвация.
Баланс выгод и потерь. Рост рисков. Субъективное восприятие взаимодействия. Инверсия элит (эффект Ванека—Райнерта). Двуядерная модель развивающейся страны. Истоки политической нестабильности.
2.3. Инвестиционный этап взаимодействия.
Условия перехода к инвестиционному этапу взаимодействия. Почему монокультурный этап должен предшествовать инвестиционному. Исключения. Баланс выгод и потерь. Влияние инвестиционной модели взаимодействия на технологические изменения. Как изменялись выгоды и потери во времени. Финансовые аспекты взаимодействия. Сегодняшний этап.
Политика международных финансовых организаций. Что такое вашингтонский консенсус? Внутренняя девальвация. Проблемы зоны €.
2.4. Альтернативные стратегии для развивающихся государств.
Догоняющее развитие. Что такое догоняющее развитие? Как оно происходит? Почему редки примеры успешного догоняющего развития?
Специализация. Примеры. Условия и границы.
Что такое сырьевое проклятие.
2.5. Теории и модели экономического развития.
Теорема Хершера-Улина-Самуэльсона. Почему она не о чем?
Современные теории экономического роста. Критический анализ.