Язык | Мозг | Генетика и язык | Татьяна Черниговская
79-е «Фонетические чтения памяти учителей».
В аудитории № 25 филологического факультета СПбГУ состоялось традиционное заседание кафедры фонетики и методики преподавания иностранных языков, посвященное памяти:
Л.В. Щербы, М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндера и Л.В. Бондарко.
Лекция Татьяны Черниговской «Язык и мозг: что мы знаем к XXI веку».
28 декабря 2023 г..
ТАЙМИНГ ВИДЕО:
00:19 Значение фонетики в изучении языка
• Татьяна Черниговская рассказывает о своем опыте изучения фонетики и о том, как эта дисциплина помогла ей в дальнейшем изучении языка.
• Она подчеркивает, что фонетика является основой для изучения языка, так как она помогает понять, как ставятся эксперименты, как разрабатываются гипотезы и как проверяется информация.
02:42 Человеческий язык и его особенности
• Татьяна Черниговская объясняет, что человеческий язык является не только средством коммуникации, но и инструментом мышления.
• Она отмечает, что человеческий язык отличается от коммуникационных систем других биологических видов своей способностью к созданию сложных сигналов и обеспечению мышления.
04:39 Структура и функции человеческого языка
• Черниговская описывает структуру и функции человеческого языка, подчеркивая его открытый список слов, способность к созданию новых слов и его линейную структуру.
• Она также отмечает, что человеческий язык обладает способностью к компрессии информации и декодированию сложных акустических сигналов.
08:34 Генетические аспекты языка
• Татьяна Владимировна обсуждает генетические аспекты языка, включая количество генов, которые работают на мозг, и возможность наличия специфических человеческих генов, которые могли бы вызвать эволюционный взрыв, приведший к появлению языка.
09:57 Генетика и язык
• Генетика не может отвечать за язык, так как это сложная функция, обеспечиваемая набором генов.
• Нарушения в генах могут привести к дислексии и дисграфии, но не к нарушению чтения.
12:45 Зоны мозга и язык
• Зоны брака и верники отвечают за язык, но их локализация в мозге не определена.
• Нейровизуализация показывает, что мозг занят множеством процессов, связанных с языком, и поиск «мест чтения» не имеет смысла.
22:25 Нейро-визуализация и лингвистика
• Нейро-визуализация позволяет обнаружить разные места в мозге для разных видов языковой деятельности.
• Лингвистам необходимо извлекать лингвистическую информацию из нейро-данных, чтобы анализировать язык.
24:54 Функции левого и правого полушария
• Левое полушарие считается речевым, логическим и рациональным, а правое — гештальтным, эмоциональным и метафорическим.
• В мозге нет четкого разделения на два полушария, они работают вместе и одновременно.
32:16 Усвоение языка и ментальный лексикон
• Усвоение языка происходит из-за вероятностных характеристик, а не из-за простого «впитывания» информации.
• В мозгу нет «коробочек» для разных языковых элементов, но есть принципы, по которым он работает.
35:21 Активность и отсутствие активности в мозге
• Отсутствие активности в мозге не означает, что этот участок не участвует в процессе, это может быть другой тип участия.
• Мозг трехмерен, и его активность может происходить на разных глубинах и в разных участках.
37:16 Энергопотребление и контекст
• Мозг выбирает менее энергетически затратные пути, учитывая контекст и базовые знания.
37:54 Мозг и его особенности
• Мозг у всех людей физиологически одинаковый, но его нейронная сеть наполнена различными текстами в зависимости от контекста и базовых знаний.
• Смыслы важнее структур, поэтому контекст и знания могут перешибить структуру.
39:44 Лингвистика и ее сложность
• Лингвистика — сложная наука, которая описывает человеческий мозг и язык.
• Язык — единственное осмысляемое средство для подглядывания за процессами в мозге.