О мозге и его работе | Мозг и стресс | Мозг и сознание | Татьяна Черниговская

Выдающаяся учёная в области теории сознания, нейронауки, психолингвистики Татьяна Черниговская посетила Университет Лобачевского. Мы, конечно, не упустили такую возможность и записали с Татьяной Владимировной интервью. Благодарим за беседу Татьяну Владимировну и наш Медиацентр.

00:25 — О мозге и его работе
• Татьяна Черниговская рассказывает о своем опыте работы в стрессовых условиях, когда мозг требует адреналина и стресса для эффективной работы.
• Она отмечает, что для нее стресс является необходимым условием для продуктивной работы, и она не может работать в спокойной обстановке.
03:51 — Поток и функциональное состояние мозга
• Автор обсуждает понятие потока, которое было введено музыкантом Олегом Нестеровым, и его значение для работы мозга.
• Она говорит о том, что важно находиться в потоке и не выходить из него, чтобы поддерживать продуктивную работу мозга.
07:02 — Исследование функционального состояния мозга тибетских монахов
• Татьяна Черниговская рассказывает о своем участии в исследовании функционального состояния мозга тибетских монахов, которые занимаются медитацией.
• Она описывает процесс исследования, который включает использование энцефалографии и не-инфра-саунд для измерения показателей работы мозга.
08:13 — Впечатления от исследования
• Автор делится своими впечатлениями от исследования, которое показало, что мозг монахов находится в состоянии глубокой медитации.
• Она подчеркивает, что это исследование было проведено с согласия монахов, которые заинтересованы в изучении работы своего мозга.
09:25 — Обсуждение медитации и сознания
• Видео обсуждает результаты исследований, проведенных в области медитации и сознания.
• Упоминается, что в процессе медитации правое полушарие мозга играет большую роль, в то время как левое полушарие, отвечающее за логику и алгоритмы, не задействовано.
10:15 — Сознание и его уровни
• Обсуждается, что сознание может быть разным и иметь разные уровни.
• Буддисты утверждают, что все живые существа обладают сознанием, и оно может быть разлито по миру или вселенной.
23:25 — Озарения и научное открытие
• Упоминается, что научное открытие может быть совершено человеком, который обладает широким полем ассоциаций и способен собрать информацию из разных областей.
• Приводится пример, когда Нильс Бор, физик, говорит Эйнштейну, что тот мыслит логично, а не творчески.
26:02 — Квантовая физика и сознание
• Обсуждается парадокс квантовой физики, где фотон может быть в двух местах одновременно.
• Упоминается кот Шредингера, который может быть одновременно живым и мертвым.
26:33 — Кот Шредингера
• В видео обсуждается книга «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, в которой есть моменты, связанные с квантовой физикой.
• В книге есть сцена, где Алиса приходит в лавку, где много прекрасных штучек на стенках, и она перемещается в другое место, когда тянется к шкатулке.
28:13 — Разговор с лилией
• В книге есть момент, когда Алиса обращается к лилии и говорит «какая вы красивая», на что лилия отвечает «говорить-то мы умеем, было бы с кем».
• Этот момент напоминает о том, что животные также имеют свою коммуникацию и могут понимать друг друга.
29:07 — Признак отдельно от объекта
• В видео упоминается статья, в которой говорится о том, что признак может быть отдельно от объекта, что может быть связано с нейронами.
• Автор видео не может пересказать статью правильно, поэтому не хочет делать ошибки и рассказывать о ней.
31:16 — Ошибки и творчество
• Ученый или творец в момент озарения или творчества может совершать ошибки, которые являются частью процесса.
• Ошибки могут быть источником красоты и вдохновения, и их нужно рассматривать как часть творческого процесса.
32:58 — Ага-эффект и озарения
• Ага-эффект — это внезапное осознание решения проблемы, которое происходит на подсознательном уровне.
• Озарения могут быть вызваны стрессом, но не обязательно связаны с ним.
40:12 — Гордыня и долг ученого
• Ученый должен выполнять свой долг, даже если мир кажется безумным.
• Важно не впадать в уныние и продолжать заниматься наукой, чтобы не разлагать других и не добавлять дров в печку.

ОБ АВТОРЕ:
Черниговская Татьяна Владимировна — доктор биологических наук, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент РАО. Директор Института когнитивных исследований, заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук факультета свободных искусств и наук, профессор кафедры общего языкознания филологического факультета СПбГУ. Член Совета при Президенте РФ по науке и образованию.

О мозге и его работе. Мозг и стресс. Мозг и сознание. Татьяна Черниговская.

Источник: http://www.unn.ru/