Когнитивная наука как конвергентное знание. Татьяна Черниговская

Лекция профессора СПбГУ Татьяны Черниговской «Когнитивная наука как конвергентное знание» в образовательном центре «Сириус». Лекция посвящена междисциплинарному направлению в науке – когнитивным исследованиям.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ, РАССМАТРИВАЕМЫЕ В ЛЕКЦИИ:
• Что такое когнитивистика?
• Как изучать восприятие?
• Какое место она занимает в ряду других наук?
• Почему когнитивные исследования имеют большие перспективы и возможности в наше время?
На эти и другие вопросы были даны ответы в рамках лекции.

«Когнитивная наука как конвергентное знание». Татьяна Черниговская.

ТАЙМИНГ:
00:00 Введение в когнитивную науку
• Лекция начинается с упоминания о том, что когнитивная наука является гуманитарной дисциплиной, хотя и использует методы и подходы из других областей.
• Упоминается физик Эрвин Шредингер, который в 1944 году написал книгу «Что такое жизнь?», в которой он обсуждает проблемы мультидисциплинарности и сложности современной науки.
05:23 Мультидисциплинарность и искусственный интеллект
• В лекции подчеркивается важность мультидисциплинарности в когнитивной науке, особенно в контексте искусственного интеллекта.
11:03 Лингвистика и философия
• Лингвистика является важной частью когнитивной науки, так как человеческий язык обладает уникальными чертами, которые отсутствуют в других коммуникационных системах.
12:06 Эволюция и человеческий мозг
• Обсуждается важность крупных философов в научных исследованиях, их способность правильно думать и анализировать сложные вопросы.
• Упоминается эволюция жизни на Земле, где все усилия живых организмов были направлены на образование сложного мозга.
17:57 Генетика и происхождение языка
• Обсуждается открытие нового вида человека — денисовского человека, у которого есть вариант гена, указывающий на возможность наличия человеческого языка.
• Упоминается, что лингвисты и генетики работают вместе, чтобы определить возраст возникновения человеческого языка.
23:45 Эволюция и скорость развития организма
25:23 Происхождение человека
27:17 Генетические различия между человеком и шимпанзе
• Обсуждается разница в 118 генах между человеком и шимпанзе, что указывает на то, что мы знаем о нашем происхождении еще недостаточно.
• Упоминается «когнитивное событие», которое произошло около 75 000 лет назад, что ускорило развитие человека.
30:09 Культурная эволюция и ген FOXP2
• Обсуждается культурная эволюция и роль гена FOXP2 в развитии языка и речи.
• Упоминается, что ген FOXP2 есть у многих животных, но у человека он имеет другую форму.
• Упоминается девочка из денисовской пещеры, у которой ген FOXP2 имеет человеческую форму, что указывает на возможность того, что они могли говорить.
32:21 Изучение языков и генов
• Ученые провели эксперимент, вставив человеческий ген фокс пи два в мышей вместо их фокс пи два.
• В результате мыши стали говорить человеческим голосом и стали болтать без умолку.
34:13 Лингвистика и сложность человеческого языка
• Лингвистика считается самой сложной наукой из-за того, что человеческий язык не является статичным и однозначным.
• Язык зависит от контекста, мировоззрения, времени и других факторов.
36:29 Язык для мышления и коммуникации
• Человеческий язык используется для мышления, а не только для коммуникации.
• Язык многозначен и зависит от контекста, а также от договоренностей между людьми.
40:25 Структура языка и его сложность
• Язык состоит из фонем, которые по определенным правилам входят в морфемы, морфемы — в слова, слова — в фразы, фразы — в тексты.
• Язык — это сложная система, которая требует изучения и понимания.
41:23 Языковые способности и мозг
• Мозг выполняет сложную задачу по расшифровке кода языка, на котором человек родился.
47:03 Нейронные сети и когнитивные алгоритмы
• Мозг представляет собой сложную нейронную сеть, которая обрабатывает информацию и принимает решения.
• Знания и мозг влияют на структуру и организацию общества, медицину, образование и коммуникацию.
52:52 Подготовка интеллектуальных и социальных элит
• Важно готовить интеллектуальные и социальные элиты, которые соответствуют уровню развития цивилизации.
• Обсуждается проблема психических болезней и их влияние на управление миром.
54:42 Образование и мозг
• Образование становится все более дорогим, но оно необходимо для выживания в современном мире.
• Обучение улучшает качество нейронной сети мозга, увеличивая плотность и качество связей.
59:15 Сознание и роботы
• Роботы с более сильным интеллектом могут появиться в будущем, но вопрос о том, что такое интеллект, остается открытым.
• Если роботы будут обладать сознанием, это может привести к конфликтам между людьми и машинами.
01:01:51 Эволюция и изменения в обществе
• Люди меняются с течением времени, и их мировоззрение и характер могут сильно отличаться от тех, кто жил в прошлом.
• Важно понимать, что каждый человек уникален и имеет свой собственный опыт и знания.