Дискуссия «Говорим с театром» (с участием Татьяны Черниговской)

Дискуссия посвящена многогранности и разнообразности оперы – от экспериментальных постановок современных композиторов до классических произведений, и хитов, которые знают даже дети. Сегодня опера делает шаг навстречу публике и раскрывает все свои секреты. Что современный зритель думает об опере? И что опера может дать зрителю? Алена Долецкая, Василий Бархатов, Владимир Урин, Татьяна Черниговская и другие гости спорят о том, зачем зрителю нужна опера, почему в оперу стремительно проникает поп культура и как можно полюбить оперу и не сойти с ума?

Профессор Санкт-Петербургского государственного университета, заведующая лабораторией когнитивных исследований Татьяна Черниговская во время публичной дискуссии «Опера (не) для всех» из цикла «Говорим с театром» в рамках фестиваля «Золотая Маска».
Татьяна Черниговская: «Если мы согласны с положением на планете в роли существ, которые переваривают пищу, тогда можно и без оперы. А если у нас более серьёзные взгляды на своё место в мироздании, тогда без оперы нельзя. Люди живут не только в физическом мире, но и живут в мире знаков. И это знаки по договорённости. Потому что это признаки культуры. Культур много разных на планете. Для того, чтобы пользоваться этими языками культуры, нужно иметь ключ, код к шифру. Если у вас кода нет, то можно считать, что и объекта самого нет».

Дата съемки: 13.03.2017.
Заголовок: Дискуссия «Опера (не) для всех» из цикла «Говорим с театром» в рамках фестиваля «Золотая Маска».

ТАЙМИНГ:
00:00 Опера и воспитание
• Татьяна Черниговская говорит о том, что опера является обязательной для человека, но это зависит от его взглядов на свое место в мире.
• Она упоминает о «миосфере» — мире знаков, который люди создают и живут в.
• Для использования этих языков культуры, нужно иметь ключ, код к шифру, который можно получить через воспитание.
06:09 Опера и образование
• Татьяна Владимировна говорит о необходимости работы с публикой, рассказывать о культуре и искусстве, чтобы люди могли понять и принять их.
• Большой театр вводит предспектаклевые беседы, чтобы помочь зрителям лучше понять оперу.
• Татьяна Черниговская предлагает использовать современные технологии для образования, такие как специальные коды и порталы с информацией о спектаклях.
12:23 Опера и ее восприятие
19:35 Репертуар Большого театра
22:55 Екатерина Измайлова
26:20 Обсуждение оперы «Пассажирка»
31:05 Обсуждение оперы «Евгений Онегин»
33:49 Обсуждение современной оперы
37:45 Обсуждение оперы и восприятия
42:48 Эксперименты с кроссоверами
47:20 Баланс между классикой и современностью
51:21 Доступность билетов для молодежи
52:41 Просветление зрителя
58:07 Создание и восприятие искусства
01:00:02 Взаимодействие с аудиторией
01:05:00 Роль критика в искусстве
01:10:22 Зеркальные системы мозга и восприятие искусства
01:14:35 Важность оперы и ее связь с обществом
01:17:22 Опера для всех
01:21:09 Влияние технологий на оперу
01:25:16 Советы по началу прослушивания оперы
01:29:28 Влияние новых средств коммуникации на восприятие оперы
01:31:11 Опера и новые технологии
01:35:10 Зритель и успех спектакля
01:39:54 Авторские права и прямые трансляции
• Упоминается проблема с авторскими правами и прямыми трансляциями из оперы.
• В МГУ на Ленгорах запущена программа прямых трансляций из Венской оперы.

Дискуссия «Говорим с театром» (с участием Татьяны Черниговской).