Международная Ассоциация деятелей просветительства, науки и образования «Всесоюзное общество» Знание»
Генеральный консультативный статус в ЭКОСОС, ЮНИДО и ДОИ ООН
Основатель и электронный оператор Всемирного союза неправительственных организаций при ООН (UN IRENE)
Миллионы граждан СССР имели членский билет Всесоюзного общества «Знание» и гордились им. 200 миллионов жителей необъятной страны в городах и аулах, в цехах и на стройках имели возможность приобщиться к Знанию. И здесь — никакой иронии. Тайны мироздания, религия, политика, здоровье — всех тем не перечесть. «Знания — массам!» — отнюдь не лозунг, а реальная практика. И к этому стоит относиться с пиететом, как к своей собственной истории.
Теперь «Знание» — особая марка. Международная Ассоциация деятелей просветительства, науки и образования «Всесоюзное общество «Знание» обладает генеральным статусом в Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОС), Организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) и Департаменте общественной информации Секретариата ООН (ДОИ).
После развала Советского Союза эта марка, а с ней и сама философия образования взрослых могли «приказать долго жить». Здания, издательства, типографии, а с ними санатории, пансионаты и дома отдыха в России и за рубежом, несущий знания ледокол «Красин» — собственность общества, нажитая десятилетиями, растаскивалась и, чаще всего, бесследно.
К счастью, марку «Знание» удалось не только спасти, но сделать популярным, признанным в мире брендом. Но главное — вдохнуть новую жизнь в процесс образования взрослых, создать по сути новые, современные механизмы распространения и обновления знаний, приобщить к нему авторитет ООН, включиться в программы и повестку дня ООН на XXI век.
Поздравления с 60-летием МА «ВО Знание»
Стоять на месте невозможно
«Наше Общество должно быть посредником и проводником настоящих, высоких, передовых научных знаний от специалистов к народу.»
Сергей Вавилов
Общество «Знание» родилось в ответ на старт всемирной научно-технической революции, которая предъявила принципиально новые требования к образованию, профессионализму и обшей культуре трудящихся. Прозорливость лидеров советской науки и государства вызывает невольное восхищение: в 1947 г. нельзя было, как в наши дни, прочитать о начале НТР в любой энциклопедии.
С середины XX столетия человечество, само о том не подозревая, начало свой решительный марш в информационное будущее. Если в начале прошлого века обновление знаний происходило каждые 20-30 лет, то к его концу совокупное планетарное знание полностью обновлялось уже лишь за 6 лет — впятеро быстрeе.
В XXI веке темп обновления знаний продолжает стремительный рост, составляя уже 20% ежегодно. И отсюда следует важный вывод: люди либо развиваются, либо деградируют, третьего не дано. Если за день-два вы не узнали ничего нового, то неизбежно отстали.
Ведь человечество за тот же срок постигло новые тайны мироздания, ушло вперед, увеличив тем самым «поверхность соприкосновения» с непознанным.
Здесь, кстати, кроется смысл сократовского парадокса «я знаю, что ничего не знаю».
Сократ представлял знание в виде шара, окруженного незнанием. Чем больше знание, тем больше поверхность шара, и по мере роста шара растет площадь окружающего его незнания. Огромные знания, которыми обладал Сократ, открыли ему глаза на бездну непознанного — на бесконечное собственное невежество.
Ho мало этого. Само знание, заключенное в мудрой сократовской голове, было несовершенным, неистинным, неабсолютным. Ведь оно накапливалось и существовало без учета безбрежного океана незнания.
Бытовой поговорке «век живи — век учись» пришла на смену концептуальная формула «Образование никогда не кончается». Непрерывное поглощение знаний больше не ассоциируется лишь с молодежью, это теперь и удел взрослых — всех без исключения.
Ефим Малитиков, академик
Академия миллионов
На старте
Одобрить обращение группы ученых и общественных деятелей ко всем деятелям советской науки и культуры о создании Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний и раз решить опубликовать обращение в центральной печати, – говорилось в Постановлении, которое 29 апреля 1947 г. подписал председатель Совмина СССР Иосиф Сталин: «Утвердить рекомендованный инициативной группой ученых организационный комитет Всесоюзного общества…»
1 мая 1947 г. обращение появилось в советской печати, и о нем узнала вся страна. А уже 12 мая на своем первом заседании оргкомитет решил создать отделения Общества в союзных республиках, крупнейших краевых и областных центрах России. Инициаторами выступили такие знаменитости, как писатель Константин Симонов и балерина Галина Уланова, физик Николай Бруевич и геолог Каныш Сатпаев, математик Николай Мусхелишвили и экономист Евгений Варга, историки Евгений Тарле и Исаак Минц…
Всех их закономерно объединил подлинный лидер интеллектуальной элиты, президент Академии наук СССР Сергей Вавилов. Прославившись открытиями в физической оптике, этот ученый с мировым именем одновременно был выдающимся историком науки и ее пропагандистом. Еще в 1927 г. С.И. Вавилов перевел с латыни «Оптику» Ньютона, а в 1933 г. возглавил комиссию АН СССР по изданию научно-популярной литературы и серию “Итоги и проблемы современной науки”. Десятью годами позже увидела свет книга С.И. Вавилова “Исаак Ньютон”, о 4-м издании которой в 1989 г. будущий нобелевский лауреат Виталий Гинзбург отозвался так:
“Даже спустя 50 лет после написания книга в целом не устарела и остается лучшей из кратких и популярных биографий Ньютона”. Шедеврами научно-популярной литературы признаны также “Глаз и Солнце”, “О теплом и холодном свете” и другие произведения Сергея Ивановича.
Открывая Учредительное собрание Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний 7 июля 1947 г. в Большом театре, С.И. Вавилов сказал: «Науке обучают, знание передается от одного человека к другому – в этом особый смысл данного русского слова… Мы надеемся, что в рядах нашего Общества будет вся передовая научная интеллигенция Советского Союза».
930 участников Собрания, включая 578 человек из 15 союзных республик, приняли Устав, избрали Правление и Ревизионную комиссию Общества; председателем Правления стал сам Сергей Вавилов.
Вскоре одно за другим возникли 14 республиканских обществ “Знание”, а в 1957-м и 15-е – Всероссийское.
Физики и лирики
По словам нынешнего лидера “знаниевцев” Ефима Малитикова, Всесоюзное общество стремительно превратилось в “мощнейший фактор формирования в СССР общественных идеалов и ценностей”. Быть инженером и заниматься исследовательской работой стало престижно, молодежь хлынула в технические вузы.
А “лирики” принялись воспевать “физиков”. Наиболее ярко это проявилось в кино, где родился образ рабочего-интеллигента: его создали маститый режиссер Иосиф Хейфиц и молодой артист Алексей Баталов (“Большая семья”, 1954 г.).
Как напоминает академик Е.М. Малитиков, массовизация знаний лекторами Общества привела к тому, что едва восставшая из военных руин страна первой запустила искусственный спутник Земли.
Это событие вызвало шок в США: Конгресс принял закон “Об образовании в интересах национальной обороны” (1958 г.) и многократно увеличил ассигнования в отрасль знаний. Одновременно Запад занялся изучением советской высшей школы, которая неожиданно оказалась для того времени образцовой. Но Всесоюзное общество наращивало свою деятельность, и скоро кумир советских людей переместился из заводских цехов в научные лаборатории: тот же Баталов сыграл у Михаила Ромма физика-ядерщика (“Девять дней одного года”, 1962 г.).
В 1963-м Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний было переименовано во Всесоюзное общество “Знание”. К этому времени взрослый советский человек прослушивал ежегодно в среднем от 4 до 5 лекций. В 1964 г. IV съезд “знаниевцев” принял решение о создании народных университетов, проложив тем самым магистральный путь от разрозненных лекций и брошюр к систематическому специальному образованию. Предприятия не только повышали в народных университетах квалификацию своих кадров, но и привлекали академические круги к решению прикладных проблем.
А лидеры высшей школы получили возможность открывать и отлаживать в этих университетах самые передовые факультеты (например, кибернетики), которые лишь спустя годы появлялись в вузах. “Мировая история не знает другого примера реализации столь масштабной программы приобщения миллионов к научным знаниям, – подчеркивает Е.М. Малитиков. – Достижениями науки во многом заслонялись кричащие недостатки в государственном управлении: настолько впечатляющи были успехи в развитии атомной энергетики, авиации, космонавтики.
Вихри враждебные
К началу 1990-х в обществе “Знание” ежегодно читалось более 25 млн. лекций для 280 млн. человек по всему бескрайнему Союзу. Членами Общества являлись 2 тыс. академиков, более 25 тыс. докторов наук и профессоров, 383 тыс. инженеров, 208 тыс. врачей, 184 тыс. специалистов агрокомплекса.
Материальная база “знаниевцев” включала не только Политехнический музей, Центральную политехническую библиотеку и ледокол “Красин”, но также тысячи Домов знания, Домов научно-технической пропаганды, лекториев, библиотек, а также народные университеты, планетарии, типографии, санатории, пансионаты, дома отдыха.
Основанное еще в 1951 г. издательство “Знание” выпускало ежегодно свыше 200 млн. экземпляров брошюр, книг, журналов, наглядных пособий, в том числе та кую популярнейшую периодику как “Наука и жизнь”, “Знание – сила”, “Международная жизнь”, “Аргументы и факты”… В одном только цикле “Новое в жизни, науке, технике” книги выходили в 34 сериях, причем миллионными тиражами.
После выхода из СССР ряда республик и событий августа 1991-го стало ясно, что Советскому Союзу отпущен недолгий срок; соответственно, требовалась и реструктуризация Всесоюзного общества. В ноябре того же года XI внеочередной съезд “знаниевцев” после бурных дебатов решил ради сохранения контактов между интеллектуалами суверенных республик преобразовать Всесоюзное общество в Международную ассоциацию “Знание” со штаб-квартирой в Москве.
Эта Ассоциация и в наши дни остается правопреемником Всесоюзного общества “Знание”. Соответственно съезд был провозглашен учредительным конгрессом, а учредительный договор МА подписали все руководители республиканских обществ “Знание”, за исключением Литвы. Увы, эта мера не уберегла мощную и широко разветвленную инфраструктуру Общества от потерь, которая, по словам академика Малитикова, “понесла невосполнимый ущерб, став объектом беспорядочной приватизации и расхищения”.
Благодаря космическим технологиям
Несколько лет подряд продолжался упадок Международной ассоциации – до тех пор, пока 29 июня 1995 г. ее не возглавил опытный производственник, крупный ученый и невероятный трудоголик Е.М. Малитиков. Прежде всего, ему удалось вывести из уныния сотрудников, указав им новые цели и таким образом резко подняв их моральный дух. “Да, мы лишились множества зданий и аудиторий, – признавал новый руководитель и настаивал: – Но на пороге третьего тысячелетия подлинные активы нашей Ассоциации заключаются вовсе не в недвижимости или лекционном оборудовании. Они – в постоянно возрастающем значении глобального информационного обмена, в новейших телекоммуникациях, позволяющих распространять информацию принципиально новыми способами, и прежде всего при помощи космических средств”.
Затем начались “позиционные бои” президента МА “Знание” с “великолепной” бюрократией – как в России, так и за ее пределами. Об этом Ефим Михайлович говорит по своему обыкновению откровенно и хлестко: “Перестаю себя уважать, когда периодически вынужден признавать над со-бой неодолимую власть бюрократического абсурда”.
Аудитория МА “Знание” состоит преимущественно из взрослых. Между тем всемирный финансовый оборот просвещения этой категории учащихся в 2,5 раза превышает расходы государств на стандартное бюджетно-конституционное образование. Однако отношение государственных машин к образованию взрослых, мягко говоря, не слишком благожелательное. Тут Е.М. Малитиков проводит параллель с кулаками, которых грабила советская власть, и цеховиками, которых эта же власть сажала. По расчетам президента МА, в образование взрослых необходимо вклады вать около 6% ВНП, выделяя при этом в каждой отрасли народного хозяйства (индустрия, агросектор, здравоохранение и т. п.) доли ее бюджета и рассматривая расходы на образование взрослых, как капиталовложения в производство на каждом предприятии – капиталовложения в будущее.
Первое лицо. Формула Малитикова
Его речь, словно стихи, начинена яркими метафорами – “пожилой мир”, “цифровая пропасть”, “лабораторная работа США”… Его монументальная атлетическая фигура в сочетании с кипучей энергией вызывает в памяти великанов минувшего – Александра Невского, Петра I…
О своей работе заместителем министра СССР он вспоминает: “Чиновники министерств и аппаратов исповедуют формальный, догматический, мертвящий принцип планирования, глухой к подлинным нуждам дела. Я составил редкое исключение”. Его враги – невежество, бюрократизм, предательство. Его друзья подобны ему – это “люди, которым яростно сопротивляется среда”. Что ж, встречайте: в гостях у редакции академик Ефим Малитиков.
Глубокая колея
– Ефим Михайлович, внесите сначала ясность. Как разграничены учебные заведения и общества “Знание”: где заканчивается компетенция колледжей и вузов, и где расположена зона ответственности “знаниевцев”?
– Государства гарантируют гражданам среднее образование и обеспечивают возможность по конкурсу получить также высшее образование, что подкрепляется соответствующими бюджетными ассигнованиями.
В этом бюджетно-конституционном пространстве человеческая жизнь включает три фазы: быстрая, как спринт, учеба, чтобы получить достойное место в обществе; долгая, как восхождение на Эверест, работа, чтобы достойно существовать; короткий, хотя и бессрочный отдых на пенсии, чтобы достойно сойти с дистанции. Однако слово “достойно” во всех трех фазах для большинства человечества остается мечтой.
– Но почему, ведь как раз всеобщее образование призвано обеспечить всеобщее благоденствие?
– Во-первых, морально устарела классно-урочная форма образования. Нынешние учителя – это ученики, отвыкшие учиться. Если педагог читает одну и ту же лекцию несколько лет подряд, то из полезной она становится вредной: по ней можно творить не будущее, но лишь прошлое. Для “цифровых” детей такие педагоги – не авторитет, под гул голосов учителю внимают максимум несколько человек из класса.
Во-вторых, в мире жесткая нехватка даже “аналоговых” учителей, например, в российской глубинке в начальных школах еще можно наблюдать как преподают оставшиеся без работы доярки. В-третьих, гарантированное образование распространяется лишь на молодежь, в то время как взрослые гораздо острее нуждаются в непрерывной подпитке знанием – им же содержать семью, воспитывать детей, делать карьеру, управлять страной…
– Рассуждение абсолютно логичное, но столь же непривычное!
– В итоге бюджетно-конституционная и классно-урочная формы образования создали глубокую колею, из которой не могут выбраться многие поколения, правительства и государства. Вот это и есть “территория” на шей Международной ассоциации: просветительство по принципиально новым технологиям за пределами бюджетно-конституционной профанации.
Поезд жизни
– В 2006 году на страницах нашего спецвыпуска, посвященного реформе российского образования, ученые и чиновник и высказывались о таких технологиях в предположительном ключе. А вы эти технологии уже используете – как конкретно они работают?
– Веками знания представлялись в виде некоего ограниченного объема, которым можно овладеть лишь внутри школьных или университетских стен. Однако в информационном обществе этого объема на всю жизнь нам уже не хватает, через всю жизнь трубопроводы знаний не протянуты. Сегодня знания представляют собой некую среду, истекающую из “точек роста” – университетов и академий, лабораторий и КБ.
Самообразовываться, барахтаясь в этой среде, занятие малоперспективное, поскольку производители знаний редко способны популярно, доходчиво их изложить, – отсюда и множество дурных учебников. По этой-то причине и возникло советское общество “Знание”: его основатели чувствовали, что стране нужнее миллионы хотя бы отчасти вырванных из невежества людей, чем несколько нобелевских лауреатов.
Знания следовало распространять не из Академии наук СССР, не из школ Ландау и Курчатова.
– Наверное , это попросту не их функция?
– Конечно, у них другие задачи. Зато именно благодаря выдающимся ученым сегодня мы можем связываться с основными точками концентрированного знания с космической высоты. И с того же спутника мы предлагаем всему человечеству видеосигнал, который позволяет в самом отдаленном уголке Земли встречаться с выдающимися популяризатора ми знаний. Например, курс европейского права профессора читают на английском языке в Кембридже. А из тамошней студии – небольшого телепорта – сигнал с субтитрами на соответствующем языке поступает через спутниковый телепорт Современного гуманитарного университета (СГУ) в 400 населенных пунктов по всему миру.
– То есть вы в самом буквальном смысле говорите об образовании взрослых как о “новой наднациональной суперотрасли планетарного мироустройства”?
– Только так мы изменим подход к образованию: не люди будут ходить в местную посредственную школу, а лучшие школы мира придут к людям на волне оцифрованного сигнала. У беднейшего миллиарда землян, которые живут без транспорта, школ, электричества и прочих благ цивилизации, появится наконец лифт социальной мобильности. Не нужно возводить никаких образовательных “храмов” с колоннами, достаточно заснеженного склона в горах или лужайки, на которой чабаны пасут скот.
Дизельный генератор даст питание телевизору, который через спутниковую антенну стоимостью 150 долларов будет принимать сигнал нашего Всемирного университета дистанционного обучения (ВУДО).
Лишь одна эта технология станет “поездом жизни”, на котором целые племена, миллионы людей прорвутся в информационное общество, перепрыгнув сразу несколько общественно-экономических формаций.
Активное образование
– А созданы ли еще какие-то новые технологии?
– Другое концептуальное решение образовательной проблемы в том, что мы ушли от пассивной формы обучения, при которой люди независимо от своих способностей и стремлений поглощают знания по одной-единственной программе. Наш центр дистрибуции знаний предлагает активное образование: человек не только сам выбирает курсы по конкретным дисциплинам, но по каждому из этих курсов выбирает себе педагога.
– Пока довольно сложно представить, как это происходит…
– Понимаете, ВУДО – не только учебное заведение, но и всемирная биржа знаний, куда стекаются контенты лучших университетов и профессоров. Например, сотни популяризаторов физики из разных стран сдали в наше хранилище свои контенты, и каждый учащийся имеет возможность “пролистать” их, чтобы выбрать тот, который больше придется по душе или лучше усваивается.
Примерно так мы выбираем в магазине аудиозаписи или фильм – происходит “естественный отбор”. Обратите внимание – я беру, я выбираю, а не мне дают. При чем в данном случае виртуальность поддерживает известный синергетический эффект, присущий очной форме общения ученика с педагогом.
– Видимо, сами учащиеся все-таки иногда затрудняются с выбором. Может быть, в этом случае нужна по мощь тьютера?
– Само собой, тьютерство является одним из наших инструментов. А вот от тьютеров в обычных вузах проку немного – там студенты все равно вынуждены терпеть своих “аналоговых” педагогов, которые по 30 лет читают одни и те же лекции. Вместо образования часть ребят интересуется лишь сдачей “динозаврам” экзаменов и получением диплома. А другие вовсе забрасывают учебу. Двоечник – не всегда тот, кто туп. Это тот, кто сначала не понял, а потом постеснялся спросить, чтобы не показаться отсталым.
За частую виноват не двоечник, а бесталанный курс, но ни один педагог этого не признает. У нас же всякий получает возможность выбрать увлекательный курс по предмету, к которому ощущает тягу, сродство. Наша формула: независимо от стартовых условий человек в любой области за 15 лет с нуля может дорасти до профессора.
Неплохой гонорар
– Во Всемирном университете будут вступительные испытания или достаточно предоставить результаты ЕГЭ?
– Знаете, наше бесплатное образование – горькая улыбка судьбы. Все равно оно платное. И выпускные экзамены, и поступление на бюджетное место превратились в конкурс не столько знаний, сколько родительских связей и кошельков. Все эти испытания порождают стресс и коррупцию, а заодно усугубляют неравенство.
За бортом качественного образования навсегда остаются миллионы одареннейших людей – миллионы исковерканных судеб. Разве они виноваты в том, что на их малой родине нет университетского центра, что у их родителей нет денег на репетиторов и взятки? Зачисление в УДО производится на основании собеседования, в ходе которого преподаватели выясняют, что абитуриент: во-первых, адекватен; во-вторых, имеет мотивацию к учебе; в-третьих, готов личным трудом покрыть минимальные расходы.
– О каких суммах идет речь и как быть тому, кто вообще не способен платить?
– В отличие от Интернета, космические технологии в геометрической прогрессии уменьшают стоимость обучения по мере роста числа пользователей. Для одного человека космический телепорт немыслимо дорог. Для 100 человек – очень дорогое удовольствие. Но цена для одного из миллионов пользователей асимптотически приближается к нулю. К тому же стоимость обучения привязана к средней зарплате: например, в Москве обучение стоит 900 долларов в год, а в Киргизии – 300 долларов. А уж если человек очень беден, обучение оплатит наш фонд “Культура и образование в экстремальных условиях”.
Бедность – одно из таких условий. Кстати, среди учредителей Фонда отрадно отметить депутата Государственной думы и выдающегося артиста Иосифа Кобзона.
– Позвольте , но как при плате меньше 2000 рублей в месяц можно покрыть расходы на лучшую профессуру со всего света?
– Действительно, стоимость нашей 45-минутной лекции превосходит месячную зарплату российского профессора. По этой причине отечественные вузы и не приглашают в свои аудитории светил мирового уровня. Аудитория же УДО скоро приблизится к 200 тысячам человек, и если каждый из них заплатит лишь по 50 центов, светило получит очень неплохой гонорар.
Вечные ученики
– Скажите, а как осуществляется обратная связь со студентами, проверка их знаний?
– Экзамены принимаются через Интернет при помощи тестирования, которое состоит из сотен вопросов; результаты оценивает автор соответствующего курса со своими ассистентами. Но в начале студент устраивает самопроверку, пытаясь набрать максимальное число баллов и заново просматривая видео с записанным спутниковым сигналом. Если учащийся чего-то не понимает, то также через Интернет задает вопросы, ответы на которые приходят в течение суток. А ответы на часто задаваемые вопросы размещены на портале Университета. “Всерьез” студент приступит к сдаче экзамена после того, как почувствует себя готовым к высокой оценке.
– Какие возможности открываются перед вашими выпускниками – каков, так сказать, вес такого диплома?
– Здесь нет высшего образования в привычном понимании. Не покидая родных мест и даже не владея английским, студент получает за каждый изученный курс сертификат Кембриджского, Калифорнийского, Принстонского или иного авторитетного университета в зависимости от происхождения выбранного контента. Эти сертификаты признаются другими учебными заведениями и работодателями. Например, студент СГУ из Казахстана, где 27 образовательных центров, или из Киргизии, где таких центров свыше 15, может получить работу в любой из стран происхождения контента, предъявив сертификат.
– Между тем дипломы вышеназванных зарубежных университетов в России не признаются?
– И точно так дипломы “обычных” отечественных вузов не признаются в большинстве стран. Когда потребуются другие знания, студент возобновит обучение, выбрав новые курсы. Эта непрерывность отменяет понятие “выпускник” и тоже представляет собой новую технологию. А вот если у вас имеется диплом, скажем, Челябинского индустриального университета, то присовокупив к нему наши сертификаты, вы получите всемирно признаваемый диплом ВУДО.
– Возможно ли спрогнозировать, когда человечество в массовом порядке воспримет все эти новации?
– Новое образование быстро пробивает себе дорогу. Например, в Калининграде, где ректором филиала ВУДО работает бывший командир атомной подлодки, число студентов за два—три года достигло восьми тысяч. Однако этот процесс удастся существенно ускорить, если сделать его приоритетом государственной политики и конституционно поддержать начавшееся создание необходимой правовой базы.
Навстречу будущему. Солидная марка — МА «ВО Знание» сегодня
Что такое Международная ассоциация “Знание” сегодня? Унаследовав от своего правопредшественника богатейший опыт распространения знаний, Ассоциация в условиях переходного периода в экономике обеспечила преемственность этого опыта. Причем заложенные Всесоюзным обществом “Знание” лучшие традиции просветительства не просто бережно сохранены, но и многократно преумножены.
Ныне МА “Знание” – солидный транснациональный бренд, под которым объединились почти 30 неправительственных международных и национальных организаций. В их числе республиканские, региональные, международные организации “Знание” Российской Федерации, Украины и Белоруссии, Азербайджана и Армении, Грузии и Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, Молдавии и Монголии, США и ряда других стран.
МА “Знание” обладает Генеральным консультативным статусом в Экономическом и социальном Совете (ЭКОСОС) ООН, в Организации объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО), в Департаменте общественной информации ООН (ДОИ), является координатором по Восточной Европе и странам СНГ сети неправительственных организаций системы ООН “IRENE”.
Благодаря этому Ассоциация активно участвует в разработке глобальной повестки дня и программ ООН на XXI век. Лишь за последние полтора года президент “знаниевцев” и председатель Межгосударственного комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых Е.М. Малитиков выступил с докладами в Кемере (Турция) и Женеве (Швейцария), Валенсии (Испания) и Аммане (Иордания), Санта-Кларе (США) и Вене (Австрия), во многих других столицах мира и СНГ.
Высокий авторитет ООН позволил “знаниевцам” вдохнуть новую жизнь в процесс образования взрослых, сделав его высокотехнологичным, перманентным и общедоступным. Старые слова “Знания – массам!” из лозунга превратились в реальную практику наших дней и наших современников.
Учрежденные национальными обществами “Знание” негосударственные институты и центры позволяют выучиться на финансового аудитора и бухгалтера, менеджера и страхового агента, юриста и маркетолога. На курсах и семинарах взрослые осваивают начала медицины и иностранные языки, этику и риторику, даже уроки красоты и ведение домашнего хозяйства.
Но важнейшим достижением МА стало, конечно, принципиальное решение проблемы качества и производительности преподавания. Открытие новых супервузов – Всемирного университета дистанционного образования (ВУДО) и Современной гуманитарной академии (СГА) – ознаменовало собой переход человечества к новому способу распространения знаний, при котором аудитория лучших педагогов мира становится практически неограниченной.
Вот уже несколько лет космические телепорты обеспечивают обмен популяризированными знаниями между ведущими университетами мира. Одновременно сохраняется вселенская специализация, при которой, скажем, российская профессура экспортирует во всемирный центр дистрибуции преимущественно контенты курсов точных и естественных наук, в то время как прикладные и гуманитарные дисциплины в основном импортируются из-за рубежа. А как подчеркивает Ефим Малитиков, “вместе с передачей знаний происходит распространение ценностей” – взаимное обогащение народов. Одновременно решается и задача обмена дидактическими наработками ученых разных стран. Так, профессура Оксфорда получит доступ к образовательным методикам МГУ, и наоборот.
Революционные технологии, которые внедряет МА “Знание”, вполне могут привести к наступлению эпохи Нового просвещения, в которой давно и остро нуждается человечество. Без непрерывной подпитки свежими знаниями сотни миллионов трудящихся во всем мире относятся к своей работе, как к рутине, и в результате каждодневно переживают когнитивный диссонанс – психологическое состояние человека, которому скучны и неприятны выполняемые им действия./p>
Положа руку на сердце, нужно признать, что желанная цель едва ли не большинства работников – поскорее дотянуть до конца рабочего дня и буквально выключить разум, включив сериал. Вместе с толпами своих приверженцев эта культура недумания засасывает в водоворот глупости даже редких своих противников.
Именно благодаря высоким творческим способностям ранние хомо сапиенс выжили в природных катаклизмах, став по-настоящему разумными людьми и обретя дар речи.
МА “Знание” предлагает всем братьям по разуму развивать эти способности на протяжении жизни, превращая таким образом рутину в увлекательное занятие. В конце концов, как говаривал еще Карл Юнг, “человек растет вместе с величием своих задач”.
Учимся жить в XXI веке. Концепция Ефима Малитикова
Человечество – совершенно уникальная разновидность земных ресурсов, обладающая очень специфической природой пополнения энергии, – через знания.
Владимир Вернадский.
Если вы считаете, что образование слишком дорого, попробуйте, почем невежество.
Дерек Бок.
Знание – Сила, когда его использует Жизнь
Традиционное образование в силу своей инерционности не поспевает за изменением мира. Возникла глобальная социальная проблема – недоиспользование каждым поколением своего ресурса, опыта, энергии созидания. Получив к 22–23 годам высшее образование, молодые люди являются носителями уже устаревших знаний. На протяжении последующих 5–6 лет они обычно увлечены карьерным “форсажем” и порой (в зависимости от таланта и целеустремленности) добиваются немалых успехов.
Так многие из них зачастую оказываются высокопоставленными интеллектуальными банкротами. Если же вспомнить, что наша деятельность обычно отличается от той, которой мы обучались в вузе, то не приходится удивляться, что мы живем в обществе где, как в сумасшедшем доме, лестницу начинают мыть с нижней ступеньки.
В результате человек в расцвете сил вынужден “посторониться”, освободив место молодому носителю более современного знания, которое, в свою очередь, тоже заметно отстает от генерального интеллектуального багажа человечества. Так трагически сокращается эффективное время каждого нового поколения, рождается комплекс отсталости и никчемности, ускоряются духовное истощение и биологическое старение и, соответственно, уход в небытие.
В свою очередь, новое поколение также окажется в страдательном залоге образовательного несовершенства и еще быстрее будет вытеснено на обочину следующей генерацией молодых людей, оседлавших более современные технологии и подходы к решению всевозможных финансовых, экономических, научно-технических задач.
Привычная система образования отстала от жизни, создав растущую “цифровую” пропасть. В мире почти миллиард абсолютно безграмотных людей, да и остальные в значительной степени лишены современных знаний. В итоге миллиарды людей не могут толком ни зарабатывать, ни адекватно участвовать в научно-техническом прогрессе и культурной жизни.
Растущая конкуренция на рынке труда, структурные изменения в промышленности, связанные с ликвидацией целых отраслей и закрытием большого числа предприятий, военная реформа, в результате которой огромное количество военнослужащих вынуждены приобретать новые профессии, ведут к росту социальной напряженности и нестабильности в обществе.
Именно, безграмотность и – как следствие – неконкурентоспособность привели к тому, что половина населения планеты живет на один–два доллара в день. А еще сотни миллионов живут в полной и беспросветной нищете, не дотягивая даже до этих, мало совместимых с цивилизованной нормой цифр.
Усугубляющим обстоятельством является глобальный дефицит преподавателей: из 59 млн. штатных мест заполнены лишь 45 млн. Действующие педагоги сами нуждаются в широком обновлении своих знаний, отказе от консервативных взглядов на образование, освоении новых технологий передачи знаний.
Жизнь – это Наука, ставшая Знанием
Когда-то Сократ учил индивидуально, а Платон создал академию, где было лишь несколько учеников, – они учились, беседуя на прогулках. Ученики “делали жизнь” со своего учителя, проникаясь его представлениями о мире и копируя даже образ его мыслей. Прошли века, обществу потребовались тысячи образованных специалистов, и классно-урочная система сменила платоновскую.
Сегодня учителя являются продуктом “аналогового” прошлого и заложниками этой системы – ограниченной по технологии и производительности, совершенно негодной в глобализирующемся мире. В безнадежно устаревших образовательных инструментах кроется причина неустойчивого развития – заболевания цивилизации, инкубационный период которого пока неизвестен.
Здесь же и корни вооруженных конфликтов по всему миру: семена войны зреют от неравномерного и неравного развития; предотвращение ненависти – в образовании и знании. Старая система настаивает, что главный фактор успешного образования – непосредственный контакт между учеником и учителем. Но в третьем тысячелетии этот фактор уже неэффективен: преподавательская опека подавляет природные качества личности, которая нуждается в самостоятельном поиске истины, профессии, цели. Нужно преодолеть ментальное эго педагогов-просветителей, выдающих свои компиляции за “мои знания”, “моя лекция”, “мой курс”, “мой контент”.
Они упускают при этом, что их лекции и контенты существуют для всего жаждущего знаний человечества. Говоря языком финансистов, необразованные люди – “красное сальдо” и тяжелая ноша на плечах мировой экономики. А вот при доступе к образованию они становятся ее положительным балансом. Знания не размазаны по планете ровным слоем, словно масло по хлебу. Порой получить их можно лишь из рук уникального ученого с далекого континента.
Но рассчитывать на личную беседу с автором курса – все менее позволительная роскошь. При существующем дефиците преподавателей современному профессору нужны не класс, не 40-местная аудитория, а полумиллионная армия слушателей.
Ставка только на Интернет также не оправдывает себя в необходимой мере – это сравнительно дорогая и не везде доступная коммуникация. Но есть катализаторы, помогающие успевать за быстро меняющимся миром знаний: новейшие технологии. Современный образовательный контент, адаптированный к виртуальной экспортно-импортной транспортировке, должен отправляться из университетских телестудий через спутниковые телепорты по целевому запросу в любую точку планеты.
И такое образование – уже реальность. Супертехнологичная образовательная структура – Современный гуманитарный институт, Современный гуманитарный университет и Современная гуманитарная академия (СГИ, СГУ, СГА). Эта триада родилась в России и располагает собственным космическим телепортом, покрывающим более 400 городов в 14 странах.
Межгосударственный комитет СНГ по распространению знаний и образованию взрослых и генеральный консультант ООН Международная ассоциация “Знание” совместно с английской компанией SatEduNet выдвинули идею “острова будущего” – Всемирного университета дистанционного обучения (ВУДО). Технический центр ВУДО обеспечивает НИИ космических систем при поддержке Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского “Знания на экспорт!” – вот выдвигаемая нами новая теория успеха для всех образовательных и университетских центров мира, его социальная и экономическая составляющая.
Как планетарный дистрибьютор современных знаний, ВУДО становится гарантом обеспечения мировой экономики высококвалифицированными трудовыми ресурсами национального и международного уровня.
Между Наукой и Жизнью пролегает Знание
Еврокомиссия еще в конце 1980-х пришла к выводу, что без конкурентоспособной системы образования взрослых не может быть конкурентоспособной рабочей силы, а без последней – не может быть и конкурентоспособной экономики. Вот почему в бурлящих информационных потоках повседневности первоочередной задачей становится общедоступное образование людей на протяжении всей сознательной жизни (двухнедельные курсы повышения квалификации – это не образование взрослых, а бюрократическое очковтирательство).
Во-первых, необходимо на ментальном уровне изменить старую формулу: “Знания – на всю жизнь!” на современный запрос и установку: “Знания – через всю жизнь!” Во-вторых, важно добиться реального, а не декларативного включения образования взрослых в приоритеты политики государств в качестве наднациональной внебюджетной суперотрасли планетарного мироустройства.
Доступ к прикладным знаниям продлит наставническую функцию взрослых и пожилых людей, избавит их от пополнения обреченной армии, живущей в узаконенном страдательном залоге на пенсионной обочине в горестном ожидании “своего часа”. Подлинное, а не “этикетное” уважение к пожилым благотворно скажется на их здоровье и продолжительности жизни, что обернется снижением расходов на медицинское обеспечение.
Интеллект, опыт и мудрость старейшин обеспечат скачок качества жизни, снизят озлобленность и преступность в обществе. Непрерывное образование – это и есть тот инструмент, та удочка, которая остановит протянутую руку нищеты, создаст рабочие места, минимизирует хаотическую миграцию. Доказательством данному утверждению служит 15-летний опыт работы СГУ, чья виртуальная аудитория в 4 тыс. раз больше классической.
Обучение 175 тыс. студентов по 68 специальностям обеспечивают с использованием спутниковых технологий 2,5 тыс. профессоров. Затраты на обучение одного человека составляют 5 долл. в год, в то время как стоимость удаленной учебы через Интернет дороже в сто с лишним раз. Космические “двери” ВУДО и триады СГИ-СГУ-СГА распахнуты для жите лей столиц и далеких деревень, горячих точек и высокогорных аулов независимо от их гражданства и национальности, уровня материального достатка и владения иностранными языками.<
В ближайшие десятилетия экономика и политика всецело будут определяться не только “черным золотом”, но и таким ресурсом, как “серое вещество”. Инвестирование в образование дает гораздо большую отдачу, чем в любую другую сферу. Глобальная семья образованных и постоянно обучающихся взрослых не допустит стратегических судьбоносных ошибок.
Ефим Малитиков, академик, профессор
«Ты помнишь, как все начиналось?» Вспоминают ветераны
Сегодня рассказы очевидцев о “доцифровой” жизни Общества “Знание” кажутся “преданьями старины глубокой” – особенно когда сидишь в редакции за клавиатурой лэп-топа и мегабайты данных проносятся по широкополосному Интернету. Полезно напоминать себе, да и окружающим, что без того, “доинформационного” знания не было бы могучего знания нынешнего: как тонко заметил Вольтер, “книги делаются из книг”. Поэтому прислушаемся к тем, кто Помнит: вам слово, уважаемые ветераны.
Новые сапоги
До сих пор помню свою первую лекцию-беседу, которая стоила мне новых хромовых сапог. Я подготовил неплохой материал на тему “Комсомол и молодежь в годы Великой Отечественной войны”. Мне дали “путевку” прочитать эту лекцию-беседу в блоковских местах – для молодежи д. Тараканово, что в 15 км от Солнечногорска.
Был конец марта 1953 г. Отправился в путь рано утром, пока еще земля кое-где была подморожена. Решил срезать лесную дорогу, но в итоге, наоборот, ушел далеко в сторону. Солнце пригрело, земля оттаяла, дорога превратилась в сплошное месиво. На моих новеньких хромовых сапогах были еще одеты калоши, тогда это было даже модно. Вначале утопил одну калошу, потом и другую. Промокшие сапоги после сушки в деревенской печке скрючились, и надеть их я уже не смог.
В благодарность за хорошее выступление ребята обули меня в старенькие, видавшие на войне виды кирзовые сапоги, и на другой день я вернулся в город на попутной повозке. Конечно, этот “подвиг” не нашел одобрения у тещи, которая буквально накануне купила мне на рынке те элегантные сапожки.
Или другое памятное событие. По “путевке” мне было поручено выступление о 40-й годовщине Великого Октября перед колхозниками д. Ожогино, что в 10 км от города. Заканчивалась уборка картофеля, поэтому встреча состоялась поздно вечером. Хозяйка избы, где проходила беседа, предложила остаться:
– Куда же ты, сынок, на ночь глядя, в темь по лесу пойдешь? Не приведи господь, заблудишься еще, места-то здесь глухие.
Но я гордо ответил, что в войну ходил по немецким тылам, подрывал мосты, железные дороги и не блудил, находил дорогу. И поплатился за самоуверенность: не вышел на ту дорогу, что вела в город. Бродя ночью по лесу, не раз вспоминал слова этой бабули. Домой вернулся лишь под утро.
А после выступления в клубе д. Талаево сломалась вилка переднего колеса моего трофейного велосипеда “Симсон-Зуль”, который привез из Германии после демобилизации. Не выдержала немецкая техника колдобин талаевской дороги, и велосипед весь обратный путь ехал на мне.
Вот так мы, молодые люди, свежеиспеченные лекторы, докладчики, беседчики, бывшие фронтовики пробовали себя на другом, мирном идеологическом фронте. Впоследствии я стал завучем, преподавал историю и обществоведение в Солнечногорской средней школе ¹7.
А в 1962-м пригласили меня в горком партии заведовать отделом пропаганды и агитации. Здесь пришлось не только самому выступать с лекциями по общеполитическим и международным вопросам, но и отвечать за всю лекционную пропаганду в районе. Ведь правление общества “Знание” находилось в системе работы нашего отдела. Район был пионером в ряде начинаний.
Например, каждую четвертую пятницу месяца весь партийно-советский, хозяйственный актив во главе с 1-м секретарем горкома выходил в трудовые коллективы с лекциями по определенной теме, которую намечал и готовил наш отдел. Это было непросто, хлопотно и ответственно. Потом Ленинские пятницы стали проводиться в ряде других районов Московской области.
Почему Ленинские? Дело в том, что именно в пятницу 30 августа 1918 г. было совершено покушение на В.И. Ленина, который выступал перед рабочими завода им. Михельсона. Были в деятельности солнечногорского “Знания” и так называемые “Дни бригады”, “Дни животноводства”, когда специалисты сельского хозяйства шли со своим словом к труженикам села.
С благодарностью называю сегодня корифеев лекторского мастерства, оставивших свой добрый след в сознании солнечногорцев. Это Д.В. Поляринов, Д.Д. Устюков, М.И. Каза ков, Н.А. Леонтьев, А.Н. Теплов, А.А. До рошенко, В.И. Холод, С.П. Заякин…</
С особой благодарностью вспоминаю Виктора Васильевича Самарова, 1-го председателя правления солнечногорского “Знания”. Отставной майор, фронтовик, он был влюблен в свою работу, и его любили лекторы. И, конечно же, называю Надежду Михайловну Володину, которая более 30 лет успешно справлялась со своей работой, всегда была на высоте.
Кстати, нынешний президент МА “ВО Знание” и председатель Межгосударственного комитета СНГ по распростра нению знаний и образованию взрослых академик, профессор Е.М. Малитиков – земляк, солнечногорец, мой бывший ученик. Одаренная природой личность! Еще тогда, в 1950-х, в школе его глаза светились радостью, едва он узнавал что-то новое. Любил спорт, хорошо шла легкая атлетика, отлично ходил на лыжах.
Теперь остается лишь удивляться широте его взглядов на окружающий мир, огромному масштабу деятельности и разнообразию увлечений. Ефим Михайлович известен не только в ученом мире – недавно он удостоен званий Человека года и Посла мира.
Илларион Михайлович Ильин,
Почетный гражданин Солнечногорска,
Почетный ветеран Подмосковья
Рождение “АиФ”
Миллионы советских граждан имели членский билет Всесоюзного общества “Знание” и гордились им. Очень важным было то, что во главе правлений республиканских, краевых, областных и районных организаций, научно-методических советов, бюро секций Общества стояли авторитетные, известные в научных и общественных кругах люди – ректоры и заведующие кафедрами, доктора наук и профессора.
Научно-методические советы или секции – это, по существу, объединения лекторов по специальности. Имелись секции по разъяснению внешней политики и международных отношений советского государства, экономике, философии, юридическим, педагогическим, естественно-техническим знаниям, медицине и спорту, культуре, литературе и т.д.
Советы регулярно рассматривали тематику лекций, утверждали планы работы, решали кадровые вопросы, организовывали учебу кадров, консультации и семинары лекторов, обсуждали конкретные лекции, готовили обзорные рецензии по тематическим направлениям, рекомендовали дополнительную литературу, следили за материальным стимулированием труда лектора./p>
Примерно две трети лекций были платными, и предприятия перечисляли лектору гонорар. Остальные лекции назывались шефскими и читались бесплатно. Чем больший был спрос со стороны слушателей на конкретного лектора, тем больше он мог прочесть лекций и тем больший процент лекций ему оплачивался.
Общество воспитало целую плеяду блистательных ораторов, комментаторов, пропагандистов. До сих пор повсеместно с огромным уважением и благодарностью вспоминают Вадима Загладина и Александра Бовина, Гавриила Попова и Николая Шишлина, Романа Михнева и Валентина Зорина, Леона Оникова и Глеба Цветкова, Николая Шмелева и Ивана Лаптева, Михаила Сергеева и Юрия Бузулукова…
Настоящая лекция – это диалог, дискуссия. Интересные и непростые вопросы, поступавшие во время лекций, “знаниевцы” передавали в лекторскую группу ЦК КПСС. Оттуда наиболее острые вопросы направлялись для информации и принятия мер в руководящие органы партии и государства. На самые сложные из вопросов готовились типовые ответы, которые в виде информационного бюллетеня рассылались в партийные организации страны, – с аргументами и фактами, цифрами и оценками.
Необыкновенный спрос на эту продукцию привел к увеличению тиражей бюллетеня, в результате чего было принято решение превратить его в еженедельник. Так появился печатный орган Всесоюзного общества “Знание” – “Аргументы и факты”. Спрос на эту газету настолько быстро рос, что уже через год— два тираж достиг 30 млн. экземпляров, что стало рекордом книги Гиннесса.
Колоссальной популярностью пользовались и другие “инструменты” Общества. В режиме аншлага работал планетарий, школьники “оккупировали” Политехнический музей, инженерно-техническая интеллигенция – Политехническую библиотеку, Центральный лекторий практически ежедневно проводил научные конференции, встречи с выдающимися писателями, поэтами, учеными, деятелями культуры и искусства.
Но была в работе Общества и другая сторона. Ни одна жалоба, а их поступало немало, не оставалась без реакции. Каждый лектор считал своим долгом помочь человеку в его беде. О жалобах, как правило, докладывалось в партийные и советские органы управления, и устанавливался личный контроль за исполнением задания и принятием конкретных мер по устранению недостатков.
Конечно, сегодня технологическое и аппаратное оснащение “знаниевцев” совершенно иное. Оно позволяет эффективно разносить свет знаний через спутники по всему миру, включая высокогорные и далекие северные регионы. Недаром Международную ассоциацию “Знание” возглавляет именно Ефим Малитиков – активный пропагандист дистанционных форм образования. Целеустремленный, мобильный, разносторонне одаренный человек, он воплощает в себе ум ученого, хватку бизнесмена и талант администратора.
Николай Кононович Головко,
Почетный член Президентского совета МА “Знание”,
1-й заместитель председателя правления Всесоюзного общества “Знание” в 1983–91 гг.,
ветеран Великой Отечественной войны, кавалер боевых орденов и медалей,
кандидат исторических наук.
Через знание – к прогрессу. Говорят руководители зарубежных обществ «Знание»
Некогда преобразование общества “Знание” в международную ассоциацию казалось вынужденной мерой, порожденной “парадом суверенитетов”. Лишь спустя годы стал понятен глубинный смысл этого события. Ведь в том же 1991-м был изобретен основной протокол транспортировки файлов через Интернет – HTTP (Hypertext Transfer Protocol).
Так началась информационная эпоха – стадия развития человечества, характеризующаяся ростом ценности знаний и созданных на их основе технологий по сравнению с традиционной продукцией промышленности и сельского хозяйства.
Знания стали накапливаться и распространяться с невиданной прежде быстротой, “не замечая” государственных границ. Сегодня МА “Знание” вооружена сверхпередовыми IT, но при этом бережно хранит память о прошлом: предлагаем вниманию читателя воспоминания видных “знаниевцев” из разных стран.
Нугзар Акакиевич Церетели, председатель правления Международного им. И. Чавчавадзе научно-культурно-просветительского союза “Общество Цодна” Грузии, Заслуженный журналист Грузии, член Президентского совета МА “Знание”, профессор
Последователи Чавчавадзе
Первое в Грузии Общество по распространению грамотности создал в XIX в. выдающийся писатель Илья Чавчавадзе. А его ученик и общественный деятель из Аджарии Мемед Абашидзе подчеркивал: “Необходимо приобщением к учебе-просвещению увидеть друг друга, распознать врагов и друзей… И вот именно в этом деле учебы-просвещения, распространения печатного слова, публичным чтением и слушанием лекций и рефератов нашим братьям-грузинам по силам оказать нам великую по мощь…”.
Неудивительно, что учреждение Всесоюзного общества “Знание” было с энтузиазмом встречено в Грузии. В том же 1947 г. Иван Бериташвили, Акакий Шанидзе, Георгий Ахвледиани, Нико Бердзенишвили, Нико Кецховели, Константин Гамсахурдия, другие представители культуры, науки и техники основали республиканское общество “Знание”, по-грузински – “Цодна”.
Председателем единогласно избрали первого президента АН Грузии, действительного члена АН СССР, математика и механика Николая Мусхелишвили, чем подчеркивалась необходимость прочного взаимодействия этих двух национальных учреждений. В последующие годы руководителями уже известного, прославленного Общества были председатель президиума Верховного Совета Грузии академик Георгий Дзоценидзе, президент АН Грузии академик Евгений Харадзе, академик Ангиа Бочоришвили, бывший президент АН Грузии Альберт Тавхелидзе, первый грузинский академик АН Турции и первый посол Грузии в Турции профессор Нодар Комахидзе.
Общество “Цодна” объединяло 44 тыс. членов, здесь работало 500 штатных сотрудников, в автономных республиках и областях, городах и районах действовали солидные организации. В течение года читалось 200 тыс. лекций, выходили брошюры и книги 120 наименований тиражом до миллиона экземпляров, работало 155 народных университетов, 21 научно-методический совет и многое другое.
«Я старейший член этого общества и рад, что среди основателей в Москве и Тбилиси и я стоял у его колыбели, – подчеркивал поэт, академик Ираклий Абашидзе. – Рад, что на длинном пути в десятки лет “Цодна” достойно служило и служит своему великому, благородному делу».
А академик Вахтанг Паркадзе вспоминал: “Даже в любое село… наш лектор входил с факелом знаний”. Многие видные ученые, активно сотрудничавшие с “Цодна”, удостоились медали академика С.И. Вавилова, высшей награды Всесоюзного общества: академики Г. Дзоценидзе, И. Векуа, Г. Ахвледиани, В. Гулисашвили, В. Купрадзе, П. Жгенти, А. Барамидзе, Н. Джавахишвили, Ф. Давитая, А. Зурабашвили, М. Лордкипанидзе, Э. Сехниашвили и другие.
Во время смены в Грузии общественных формаций и хорошо всем известных беспорядков деятельность Общества резко нарушилась, причем многие стали характеризовать его как организацию, распространяющую коммунистические идеи. Однако после изучения архивов критики сами обнаружили, что так называемые “идейные ” лекции не составляли и 0,5% деятельности Общества.
Ныне почетную миссию просветительства продолжает Международный им. И. Чавчавадзе научно-культурно-просветительский союз “Общество Цодна”. Сохранены и работают организации “Цодна” Абхазии, Цхинвальского региона, Аджарии; интересную и полезную для народа организационно-лекционную деятельность ведут организации “Цодна” Тбилиси, Имерети, Картли, Гурии, Рачи.
При “Обществе Цодна” функционируют Тбилисский университет им. И. Чавчавадзе, терапевтический институт “Тбилиси”, Институт журналистики и гуманитарных наук в Чиатуре , Сачхерский гуманитарный университет. В Тбилиси, Батуми, Душети, Тианети, Ахалкалаки, Они, Мартвили открыты колледжи и средние специальные училища.
Образовательные проекты Общества в основном охватывают высокогорные районы, что помогает закреплять там молодежь, и за что нам глубоко признательны местные жи тели. Воссоздана и оснащена на современ ном уровне типография, где выпускается множество интересных книг и брошюр, а также печатный орган Общества – тематически разносторонний журнал “Ситква” (“Слово”).
В 1991 г. общество “Цодна” стало действительным членом и одним из основателей МА “Знание” – правопреем ника Всесоюзного общества «Знание». В Ассоциации объединены аналогичные учреждения многих стран, что обеспечивает широкие возможности для упрочения контактов и культурных взаимосвязей.
Валентин Андреевич Глушко, 1-й заместитель председателя общества “Знание” Украины, член Президентского совета МА “Знание”
Главная сила
Величие народа зависит не от меча и шпаги, не от валютных запасов, а от его просвещенности, от умения опираться на главную силу в обществе – человеческий разум. Недаром общество “Знание” Украины имеет символическую эмблему – раскрытую книгу с факелом, освещающим широкую дорогу к знаниям, по которой вот уже 60 лет шагают тысячи наших лекторов.
Отсчет своей истории украинское “Знание” ведет с далекого уже теперь 1947-го, когда был создан организационный комитет во главе с президентом Академии наук УССР, академиком А.В. Палладиным. Учредительное собрание Общества 16 января 1948 г. явилось по сути собранием научной элиты республики: в число 423 делегатов вошли 61 академик и член-корреспондент, 117 докторов наук и 186 кандидатов наук. Кстати, почти половина из них были беспартийными. Председателем Общества стал Александр Владимирович Палладин.
И в дальнейшем Общество возглавляли крупнейшие ученые: академики В.П. Комиссаренко, Ф.Д. Овчаренко, И.И. Ляшко, члены-корреспонденты АН УССР Н.Е. Сиваченко и И.И. Кондиленко. Особая роль в жизни нашей общественной организации принадлежит выдающемуся философу с мировым именем – академику В.И. Шинкаруку, который около 15 лет был ее председателем, а потом и первым президентом. Именно при нем в ноябре 1990 г. состоялся учредительный съезд общества “Знание” Украины.
На рубеже столетий Общество возглавил министр образования и науки, президент Академии педагогических наук Украины, академик НАН Украины В.Г. Кремень. Его инициативность и компетентность способствуют повышению эффективности традиционной и развитию новых форм научно-просветительной работы.
В работе высших коллегиальных органов управления Обществом активно участвуют известные ученые – академики НАНУ А.С. Онищенко, Л.В. Губерский, К.М. Сытник, академики АПН В.П. Адрущенко, В.М. Мадзигон, доктор философских наук В.И. Кушерец, доктор медицинских наук Ю.Г. Григоров, доктор экономических наук В.И. Мищенко и другие.
Базовые организации “Знания” действуют во всех областных центрах, Киеве и Севастополе. Плодотворно работают учрежденные Обществом Украинский дом экономических и научно-технических знаний, Украинский центр духовной культуры, Киевский, Донецкий, Харьковский и Херсонский планетарии.
Одно из приоритетных направлений – освоение современных образовательных технологий с целью организации непрерывного образования взрослого населения, трудоспособная часть которого насчитывает 29 млн. человек. Этой задаче подчинена и деятельность многих научно-просветительских центров Общества, действующих на хозрасчетной основе.
С целью обмена опытом, в том числе и в сфере внедрения образовательных технологий, успешно работает Центр, который совместно с Минобрнауки Украины организовывает и про водит международные выставки “Образование и карьера”. На протяжении последних лет как минимум дважды в год в таких выставках участвуют свыше 100 вузов, более 50 издательств, а так же десятки международных образовательных и научных учреждений США, Канады, Великобритании, Италии , Швейцарии , Австрии, других государств.
При поддержке органов государственной власти Общество создает сеть народных университетов украиноведения. К чтению лекций в них привлекаются ведущие преподаватели и специалисты НИИ украиноведения, Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, Национального университета “Киево-Могилянская академия”.
В 2002 г. общество “Знание” Украины совместно с МА “Знание” и Современным гуманитарным университетом” (ректор М.П. Карпенко) создали Университет современных знаний. Его главная задача – подготовка специалистов с высшим образованием экономико-управленческого и гуманитарного направлений, в том числе с использованием современных технологий дистанционного обучения.
С целью продвижения образовательных услуг к местам проживания студентов Университет создает сеть филиалов в регионах, зачастую используя при этом материальную базу и кадровый потенциал областных организаций Общества.
Учрежденное в 2000 г. издательство “Знание Украины” позволило возродить в рыночных условиях выпуск научной, научно-популярной и научно-методической литературы. Большой интерес читательской аудитории, в частности, вызвало энциклопедическое издание “Философия политики”, которое объединяет учебник, краткий энциклопедический словарь, четыре тома философских произведений, а также двухтомную “Дипломатическую энциклопедию”.
Всего же только в 2006 г. вышло 110 наименований книг, учебников и пособий общим тиражом свыше 400 тыс. экземпляров. К этому следует добавить издания, которые готовятся под эгидой Украинского центра духовной культуры: “Украинский исторический роман” (30 томов), “Духовные сокровища Украины” (50 томов), “Украинская социологическая мысль” (15 томов), “История религии в Украине” (10 томов).
На протяжении всей независимой истории страны флагманом среди периодических изданий Общества является всеукраинский общественно-политический и теоретический журнал “Трибуна”, который приобрел большой авторитет благодаря высокопрофессиональной и самоотверженной работе главного редактора и ветерана Общества, заслуженного журналиста Украины Валентины Меншун. Признанием важности нашей науч но-просветительской деятельности стали Указ Президента Украины “О мерах по государственной поддержке развития научно-просветительской деятельности общественных организаций” и соответствующее распоряжение Кабинета министров.
Фазил Тахиров, Председатель правления общества “Знание”, директор Института государства и права Академии наук Таджикистана, академик
Надежда гор
Оргкомитет по созданию в Таджики стане общества “Знание” в 1947 г. возглавил ученый с мировым именем – академик Евгений Павловский. Он же был из бран первым председателем Общества, у руля которого впоследствии стояли крупнейшие ученые – академики Аллоутдин Богоутдинов, Мухаммед Асимов, Соли Раджабов, Хуршед Каримов, Заслуженный работник Республики Сабзали Суфиев.
В числе самых активных членов таджикистанского “Знания” были видные представители разных отраслей науки – академики Зариф Раджабов, Абдугани Мирзоев, Гулям Алиев, Махмадкул Нарзикулов, Олег Добровольский, Вячеслав Красичков, Константин Порошин, Мусо Диноршоев, Рахим Масов, Абдурашид Рахимов, Бобо Сангинов, Юсуф Носиров, Рустам Юсуфбеков, Пулат Бободжанов, всемирно известные поэты Мирзо Турсун-заде, Мирсад Миршакар, Сатым Улуг-заде, профессора Карим Абдулов, Абдусаттор Мухтаров, Файзи Зикриеев, Усмон Каримов, Фахритдин Мирзоахмедов и многие другие./p>
Уже через несколько лет после создания Общество насчитывало в своих рядах свыше 5000 активных пропагандистов, а к 1 января 1976 г. численность членов составила около 26 тыс. Если в 1959 г. было прочитано около 40,5 тыс. лекций с охватом свыше 2,6 млн. человек, то в 1970 г. эти цифры составили соответственно 123 тыс. и 10 млн., причем лекторами были не только ученые, но и представители вузов, творческих союзов, различных отраслей народного хозяйства.
Важной формой просветительской деятельности в республике стали народные университеты на предприятиях, в организациях, учебных заведениях. В 1985 г. свыше 10 тыс. членов общества “Знание” вели занятия в 1200 народных университетах по 20 дисциплинам; при правлении общества функционировали Центральный лекторий, республиканский Дом народно-технической пропаганды и другие просветительские учреждения.
При организациях Общества функционировало около 40 комиссий по интернациональному воспитанию. Только в Курган-Тюбинской области за 1980–85 гг. по этой тематике было прочитано около 10 тыс. лекций, а в целом по республике – более 90 тыс.
Большой резонанс получила областная научно-практическая конференция по совершенствованию форм и методов интернационального воспитания в трудовом коллективе, которая прошла в колхозе им. Ленина Кумсангирского района. Сюда были приглашены делегаты изо всех районов Вахшской долины.
Представителей почти 20 национальностей, трудящихся в этом крупнейшем многоотраслевом хозяйстве объединяли и созидательный труд, и дружба. Председателем правления колхоза был таджик, его заместителем – украинец, председателем местного комитета профсоюзов – русский, главным инженером – латыш, главным бухгалтером – узбек, председателем женсовета – болгарка.
К 1986 г. республиканское “Знание” объединяло в своих рядах свыше 21 тыс. представителей интеллигенции, специалистов, знатных производственников. Ежегодно в республике читалось до 200 тыс. лекций по различным отраслям знаний, проводилось почти 10 тыс. тематических встреч с учеными, конференций, вечеров вопросов и ответов, дискуссий и других мероприятий.
Лучшие активисты Общества удостаивались государственных наград, например, лектор из Канибадамского района Тухта Темуров был награжден орденом Ленина, а лектор Шодмон Шохнаврузов из Горно-Бадахшанской автономной области – орденом Трудового Красного Знамени.
Ряд “знаниевцев” Таджикистана удостоились памятной медали им. С.И. Вавилова, были занесены в Книгу почета Всесоюзного общества. Сегодня “Знание” – одна из ведущих неправительственных организаций, являющаяся членом Общественного совета страны и Движения национального единства и возрождения Таджикистана, а так же членом-учредителем авторитетней шей Международной ассоциации “Знание”.
Разнообразные формы лекционной и другой просветительской деятельности осуществляют 30 академиков, около 150 докторов наук, свыше 250 кандидатов наук, сотни научных работников, около 100 специалистов различных отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Особое значение Общество придает обучению языкам, прежде всего государственному – таджикскому, а также русскому, английскому, фарси, арабскому. Новым направлением стала подготовка профессиональных кадров: открыты курсы программистов, системных администраторов, бухгалтеров, парикмахеров, косметологов, медсестер по лечебному массажу и т.д.
В республике, 93% территории которой расположены в горах, большое будущее у дистанционного обучения. Уже созданы спецклассы с соответствующей аппаратурой, однако для внедрения дистанционного обучения в практику необходима всесторонняя поддержка, которую мы рассчитываем найти у МА “Знание” и лично ее президента академика Ефима Михайловича Малитикова – большого энтузиаста новых технологий образования, в первую очередь взрослых.
Самбалхундэв Хаш-Эрдэнэ, председатель общества “Знание” Монголии, академик Всемирной академии Чингис Хаана, член Президентского совета МА “Знание”, член исполкома МА “Знание”, профессор
Знаменательная веха
Обширность территорий при малой плотности населения и разбросанности населенных пунктов осложняли охват населения Монголии услугами образования и информированности. Поэтому 25 мая 1960 г. по инициативе видных монгольских ученых академика Б. Рин-чена, Ц. Дамдинсурэна и просветителя О. Намнандоржа состоялся учредительный съезд Общества по распространению научных знаний Монголии.
Так возникла целая армия просветителей, лекторы и добровольцы которой доходили до самой отдаленной юрты любого уголка страны: добирались до скотоводов и охотников, рабочих и геологов, аратов (сельских жителей) и пограничников. Со дня основания Общество тесно сотрудничало со Всесоюзным “Знанием”.
Благодаря лекторским обменам видные советские ученые читали лекции в научных, образовательных аудиториях и встречались с простыми тружениками села, с рабочими предприятий. Большой трибуной распространения знаний служил журнал Общества “Наука и жизнь”.
В 1991 г. при преобразовании Всесоюзного общества “Знание” в Международную ассоциацию нам довелось участвовать в учредительном съезде МА “Знание”. Однако несколько последующих лет деятельность МА скорее сворачивалась, нежели развивалась.
Поэтому знаменательной вехой того периода стало избрание президентом МА многоопытного ученого-практика и талантливого топ-менежера, академика Е.М. Ма- литикова.
После первых же обменов письмами и личной встречи у нас с Ефимом Михайловичем установилось глубокое взаимопонимание в общих проблемах развития и сотрудничестве во имя глобальной идеи “Через Знание – к Прогрессу”. Общество “Знание” Монголии стало систематически участвовать в мероприятиях МА, наладился постоянный контакт с руководством Ассоциации, через членство в ее руководящих органах наша организация активно участвует в выработке и принятии решений.
Особо следует отметить работу VI конгресса МА “Знание” в 2006 г. Его отличали деловой настрой, дружелюбная атмосфера, максимально результативный подход ко всем проблемам. Таков современный стиль работы Ассоциации и ее руководства. До сих пор большая часть граждан нашей страны проживает в сельской местности, где доступ к информации весьма затруднен.
Из-за удаленности населенных пунктов также не обеспечен равный доступ к образованию, и этот факт в конце концов негативно сказывается на жизненном уровне. Полный охват населения знаниями можно обеспечить, только используя возможности Всемирного университета дистанционного образования, над созданием и расширением деятельности которого активно работает МА “Знание”.
Это для Монголии очень актуально. 20 с лишним лет жизни автора этих строк связаны с монгольским обществом “Знание”, а последние 10 лет непосредственно возглавляю его. Мы воспринимаем 60-летие Всесоюзного общества “Знание” как общий праздник, и по этому случаю заверяем, что в рамках МА “Знание” будем и далее достойно нести знамя просветительства и образования.
Желаю всем нашим коллегам, Президентскому совету и Исполкому МА “Знание”, его президенту академику Е.М. Малитикову больших успехов, счастья и благополучия.