МА «ВО ЗНАНИЕ»

Международная Ассоциация деятелей просветительства, науки и образования «Всесоюзное общество» Знание»

Генеральный консультативный статус в ЭКОСОС, ЮНИДО и ДОИ ООН

Основатель и электронный оператор Всемирного союза неправительственных организаций при ООН (UN IRENE)

20080828_BM_logo

Миллионы граждан СССР имели членский билет Всесоюзного общества «Знание» и гордились им. 200 миллионов жителей необъятной страны в городах и аулах, в цехах и на стройках имели возможность приобщиться к Знанию. И здесь — никакой иронии. Тайны мироздания, религия, политика, здоровье — всех тем не перечесть. «Знания — массам!» — отнюдь не лозунг, а реальная практика. И к этому стоит относиться с пиететом, как к своей собственной истории.

Теперь «Знание» — особая марка. Международная Ассоциация деятелей просветительства, науки и образования «Всесоюзное общество «Знание» обладает генеральным статусом в Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОС), Организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) и Департаменте общественной информации Секретариата ООН (ДОИ).

После развала Советского Союза эта марка, а с ней и сама философия образования взрослых могли «приказать долго жить». Здания, издательства, типографии, а с ними санатории, пансионаты и дома отдыха в России и за рубежом, несущий знания ледокол «Красин» — собственность общества, нажитая десятилетиями, растаскивалась и, чаще всего, бесследно.

К счастью, марку «Знание» удалось не только спасти, но сделать популярным, признанным в мире брендом. Но главное — вдохнуть новую жизнь в процесс образования взрослых, создать по сути новые, современные механизмы распространения и обновления знаний, приобщить к нему авторитет ООН, включиться в программы и повестку дня ООН на XXI век.

Поздравления с 60-летием МА «ВО Знание»

Стоять на месте невозможно

«Наше Общество должно быть посредником и проводником настоящих, высоких, передовых научных знаний от специалистов к народу.»
Сергей Вавилов

Малитиков

Общество «Знание» родилось в ответ на старт всемирной научно-технической революции, которая предъявила принципиально новые требования к образованию, профессионализму и обшей культуре трудящихся. Прозорливость лидеров советской науки и государства вызывает невольное восхищение: в 1947 г. нельзя было, как в наши дни, прочитать о начале НТР в любой энциклопедии.

С середины XX столетия человечество, само о том не подозревая, начало свой решительный марш в информационное будущее. Если в начале прошлого века обновление знаний происходило каждые 20-30 лет, то к его концу совокупное планетарное знание полностью обновлялось уже лишь за 6 лет — впятеро быстрeе.

В XXI веке темп обновления знаний продолжает стремительный рост, составляя уже 20% ежегодно. И отсюда следует важный вывод: люди либо развиваются, либо деградируют, третьего не дано. Если за день-два вы не узнали ничего нового, то неизбежно отстали.

Ведь человечество за тот же срок постигло новые тайны мироздания, ушло вперед, увеличив тем самым «поверхность соприкосновения» с непознанным.

Здесь, кстати, кроется смысл сократовского парадокса «я знаю, что ничего не знаю».

Сократ представлял знание в виде шара, окруженного незнанием. Чем больше знание, тем больше поверхность шара, и по мере роста шара растет площадь окружающего его незнания. Огромные знания, которыми обладал Сократ, открыли ему глаза на бездну непознанного — на бесконечное собственное невежество.

Ho мало этого. Само знание, заключенное в мудрой сократовской голове, было несовершенным, неистинным, неабсолютным. Ведь оно накапливалось и существовало без учета безбрежного океана незнания.

Бытовой поговорке «век живи — век учись» пришла на смену концептуальная формула «Образование никогда не кончается». Непрерывное поглощение знаний больше не ассоциируется лишь с молодежью, это теперь и удел взрослых — всех без исключения.

Ефим Малитиков, академик

Академия миллионов

На старте

СталинОдобрить обращение группы ученых и общественных деятелей ко всем деяте­лям советской науки и культуры о созда­нии Всесоюзного общества по распростране­нию политических и научных знаний и раз­ решить опубликовать обращение в цент­ральной печати, – говорилось в Постановле­нии, которое 29 апреля 1947 г. подписал пред­седатель Совмина СССР Иосиф Сталин: «Утвердить рекомендованный инициативной группой ученых организационный комитет Всесоюзного общества…»

1 мая 1947 г. обращение появилось в со­ветской печати, и о нем узнала вся страна. А уже 12 мая на своем первом заседании орг­комитет решил создать отделения Общества в союзных республиках, крупнейших краевых и областных центрах России. Инициаторами выступили такие знаме­нитости, как писатель Константин Симонов и балерина Галина Уланова, физик Николай Бруевич и геолог Каныш Сатпаев, математик Николай Мусхелишвили и экономист Евге­ний Варга, историки Евгений Тарле и Исаак Минц…

Всех их закономерно объединил подлин­ный лидер интеллектуальной элиты, прези­дент Академии наук СССР Сергей Вавилов. Прославившись открытиями в физической оптике, этот ученый с мировым именем одновременно был выдающимся историком науки и ее пропагандистом. Еще в 1927 г. С.И. Вавилов перевел с латыни «Оптику» Ньютона, а в 1933 г. возглавил комиссию АН СССР по изданию научно-популярной литературы и серию “Итоги и проблемы современной науки”. Десятью годами позже увидела свет книга С.И. Вавилова “Исаак Ньютон”, о 4-м издании которой в 1989 г. будущий нобелевский лауреат Виталий Гинзбург отозвался так:

“Даже спустя 50 лет после написания книга в целом не устарела и остается лучшей из кратких и популярных биографий Ньютона”. Шедеврами научно-популярной  литературы признаны также “Глаз и Солнце”, “О теплом и холодном свете” и другие произведения Сергея Ивановича.

Открывая Учредительное собрание Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний 7 июля 1947 г. в Большом театре, С.И. Вавилов сказал: «Науке обучают, знание передается от одного человека к другому – в этом особый смысл данного русского слова… Мы надеемся, что в рядах нашего Общества будет вся передовая научная интеллигенция Советского Союза».

930 участников Собрания, включая 578 человек из 15 союзных республик, приняли Устав, избрали Правление и Ревизионную комиссию Общества; председателем Правления стал сам Сергей Вавилов.

Вскоре одно за другим возникли 14 республиканских обществ “Знание”, а в 1957-м и 15-е – Всероссийское.

Физики и лирики

По словам нынешнего лидера “знаниевцев” Ефима Малитикова, Всесоюзное общество стреми­тельно превратилось в “мощнейший фактор формирования в СССР обще­ственных идеалов и ценностей”. Быть инженером и заниматься исследователь­ской работой стало престижно, моло­дежь хлынула в технические вузы.

А “лирики” принялись воспевать “фи­зиков”. Наиболее ярко это проявилось в кино, где родился образ рабочего-интел­лигента: его создали маститый режиссер Иосиф Хейфиц и молодой артист Алексей Баталов (“Большая семья”, 1954 г.).

Как напоминает академик Е.М. Малитиков, массовизация знаний лекторами Общества привела к тому, что едва восставшая из военных руин страна пер­вой запустила искусственный спутник Земли.

Это событие вызвало шок в США: Конгресс принял закон “Об образовании в интересах национальной обороны” (1958 г.) и многократно увеличил ассиг­нования в отрасль знаний. Одновременно Запад занялся изучением советской высшей школы, которая неожиданно оказалась для того времени образцовой. Но Всесоюзное общество наращива­ло свою деятельность, и скоро кумир со­ветских людей переместился из заводс­ких цехов в научные лаборатории: тот же Баталов сыграл у Михаила Ромма физи­ка-ядерщика (“Девять дней одного года”, 1962 г.).

В 1963-м Всесоюзное общество по рас­пространению политических и научных знаний было переименовано во Всесоюз­ное общество “Знание”. К этому време­ни взрослый советский человек прослушивал ежегодно в среднем от 4 до 5 лек­ций. В 1964 г. IV съезд “знаниевцев” при­нял решение о создании народных университетов, проложив тем самым магис­тральный путь от разрозненных лекций и брошюр к систематическому специальному образованию. Предприятия не только повышали в народных универси­тетах квалификацию своих кадров, но и привлекали академические круги к ре­шению прикладных проблем.

А лидеры высшей школы получили возможность открывать и отлаживать в этих университетах самые передовые факультеты (например, кибернетики), которые лишь спустя годы появлялись в вузах. “Мировая история не знает другого примера реализации столь масштабной программы приобщения миллионов к научным знаниям, – подчеркивает Е.М. Малитиков. – Достижениями науки во многом заслонялись кричащие недостат­ки в государственном управлении: на­столько впечатляющи были успехи в развитии атомной энергетики, авиации, кос­монавтики.

Вихри враждебные

К началу 1990-х в обществе “Знание” ежегодно читалось более 25 млн. лекций для 280 млн. человек по все­му бескрайнему Союзу. Членами Обще­ства являлись 2 тыс. академиков, более 25 тыс. докторов наук и профессоров, 383 тыс. инженеров, 208 тыс. врачей, 184 тыс. специалистов агрокомплекса.

Материальная база “знаниевцев” включала не только Политехнический музей, Центральную политехническую библиотеку и ледокол “Красин”, но также тысячи Домов знания, Домов на­учно-технической пропаганды, лекто­риев, библиотек, а также народные университеты, планетарии, типогра­фии, санатории, пансионаты, дома от­дыха.

Основанное еще в 1951 г. издательство “Знание” выпускало ежегодно свыше 200 млн. экземпляров брошюр, книг, журна­лов, наглядных пособий, в том числе та­ кую популярнейшую периодику как “Наука и жизнь”, “Знание – сила”, “Меж­дународная жизнь”, “Аргументы и фак­ты”… В одном только цикле “Новое в жизни, науке, технике” книги выходили в 34 сериях, причем миллионными тира­жами.

После выхода из СССР ряда респуб­лик и событий августа 1991-го стало ясно, что Советскому Союзу отпущен недо­лгий срок; соответственно, требовалась и реструктуризация Всесоюзного обще­ства. В ноябре того же года XI внеочеред­ной съезд “знаниевцев” после бурных дебатов решил ради сохранения контак­тов между интеллектуалами суверенных республик преобразовать Всесоюзное общество в Международную ассоциацию “Знание” со штаб-квартирой в Москве.

Эта Ассоциация и в наши дни остается правопреемником Всесоюзного обще­ства “Знание”. Соответственно съезд был провозг­лашен учредительным конгрессом, а учредительный договор МА подписали все руководители республиканских об­ществ “Знание”, за исключением Лит­вы. Увы, эта мера не уберегла мощную и широко разветвленную инфраструк­туру Общества от потерь, которая, по словам академика Малитикова, “понес­ла невосполнимый ущерб, став объек­том беспорядочной приватизации и расхищения”.

Благодаря космическим технологиям

Несколько лет подряд продолжал­ся упадок Международной ассо­циации – до тех пор, пока 29 июня 1995 г. ее не возглавил опытный производственник, крупный ученый и невероятный трудоголик Е.М. Малитиков. Прежде всего, ему удалось вывести из уныния сотрудников, указав им новые цели и таким образом резко подняв их моральный дух. “Да, мы лишились множества зданий и аудиторий, – признавал новый руководитель и настаивал: – Но на по­роге третьего тысячелетия подлинные активы нашей Ассоциации заключают­ся вовсе не в недвижимости или лекци­онном оборудовании. Они – в постоян­но возрастающем значении глобально­го информационного обмена, в новей­ших телекоммуникациях, позволяю­щих распространять информацию принципиально новыми способами, и прежде всего при помощи космических средств”.

Затем начались “позиционные бои” президента МА “Знание” с “вели­колепной” бюрократией – как в Рос­сии, так и за ее пределами. Об этом Ефим Михайлович говорит по своему обыкновению откровенно и хлестко: “Перестаю себя уважать, когда перио­дически вынужден признавать над со-бой неодолимую власть бюрократиче­ского абсурда”.

Аудитория МА “Знание” состоит преимущественно из взрослых. Между тем всемирный финансовый оборот про­свещения этой категории учащихся в 2,5 раза превышает расходы государств на стандартное бюджетно-конституционное образование. Однако отношение государ­ственных машин к образованию взрос­лых, мягко говоря, не слишком благожелательное. Тут Е.М. Малитиков проводит параллель с кулаками, которых грабила советская власть, и цеховиками, которых эта же власть сажала. По расчетам президента МА, в образование взрослых необходимо вклады­ вать около 6% ВНП, выделяя при этом в каждой отрасли народного хозяйства (индустрия, агросектор, здравоохранение и т. п.) доли ее бюджета и рассматривая расходы на образование взрослых, как капиталовложения в производство на каж­дом предприятии – капиталовложения в будущее.

Первое лицо. Формула Малитикова

Его речь, словно стихи, начине­на яркими метафорами – “по­жилой мир”, “цифровая пропасть”, “лабораторная работа США”… Его монументальная ат­летическая фигура в сочетании с кипучей энергией вызывает в памяти великанов минувшего – Александра Невского, Петра I…

О своей работе заместителем министра СССР он вспоминает: “Чиновники министерств и ап­паратов исповедуют формаль­ный, догматический, мертвящий принцип планирования, глухой к подлинным нуждам дела. Я составил редкое исключение”. Его враги – невежество, бюрок­ратизм, предательство. Его дру­зья подобны ему – это “люди, которым яростно сопротивляет­ся среда”. Что ж, встречайте: в гостях у редакции академик Ефим Малитиков.

Глубокая колея

– Ефим Михайлович, внесите сначала ясность. Как разграничены учебные заве­дения и общества “Знание”: где заканчи­вается компетенция колледжей и вузов, и где расположена зона ответственности “знаниевцев”?

– Государства гарантируют гражданам среднее образование и обеспечивают возмож­ность по конкурсу получить также высшее образование, что подкрепляется соответству­ющими бюджетными ассигнованиями.

В этом бюджетно-конституционном пространстве че­ловеческая жизнь включает три фазы: быстрая, как спринт, учеба, чтобы получить достойное место в обществе; долгая, как восхождение на Эверест, работа, чтобы достойно существовать; короткий, хотя и бессрочный отдых на пенсии, чтобы достойно сойти с дистанции. Однако слово “достойно” во всех трех фазах для боль­шинства человечества остается мечтой.

– Но почему, ведь как раз всеобщее об­разование призвано обеспечить всеобщее благоденствие?

– Во-первых, морально устарела классно-урочная форма образования. Нынешние учи­теля – это ученики, отвыкшие учиться. Если педагог читает одну и ту же лекцию несколько лет подряд, то из полезной она становится вредной: по ней можно творить не будущее, но лишь прошлое. Для “цифровых” детей такие педа­гоги – не авторитет, под гул голосов учителю внимают максимум несколько человек из клас­са.

Во-вторых, в мире жесткая нехватка даже “аналоговых” учителей, например, в российс­кой глубинке в начальных школах еще можно наблюдать как преподают оставшиеся без ра­боты доярки. В-третьих, гарантированное об­разование распространяется лишь на моло­дежь, в то время как взрослые гораздо острее нуждаются в непрерывной подпитке знанием – им же содержать семью, воспитывать детей, делать карьеру, управлять страной…

– Рассуждение абсолютно логичное, но столь же непривычное!

– В итоге бюджетно-конституционная и классно-урочная формы образования созда­ли глубокую колею, из которой не могут выб­раться многие поколения, правительства и государства. Вот это и есть “территория” на­ шей Международной ассоциации: просвети­тельство по принципиально новым техноло­гиям за пределами бюджетно-конституционной профанации.

Поезд жизни

– В 2006 году на страницах нашего спецвыпуска, посвященного реформе российского образования, ученые и чиновник и высказывались о таких технологиях в предположительном ключе. А вы эти технологии уже ис­пользуете – как конкретно они рабо­тают?

– Веками знания представлялись в виде некоего ограниченного объема, ко­торым можно овладеть лишь внутри школьных или университетских стен. Однако в информационном обществе этого объема на всю жизнь нам уже не хватает, через всю жизнь трубопроводы знаний не протянуты. Сегодня знания представляют собой некую среду, исте­кающую из “точек роста” – университе­тов и академий, лабораторий и КБ.

Са­мообразовываться, барахтаясь в этой сре­де, занятие малоперспективное, посколь­ку производители знаний редко способ­ны популярно, доходчиво их изложить, – отсюда и множество дурных учебников. По этой-то причине и возникло советс­кое общество “Знание”: его основатели чувствовали, что стране нужнее милли­оны хотя бы отчасти вырванных из неве­жества людей, чем несколько нобелевс­ких лауреатов.

Знания следовало распро­странять не из Академии наук СССР, не из школ Ландау и Курчатова.

– Наверное , это попросту не их функция?

– Конечно, у них другие задачи. Зато именно благодаря выдающимся ученым сегодня мы можем связываться с основ­ными точками концентрированного зна­ния с космической высоты. И с того же спутника мы предлагаем всему человече­ству видеосигнал, который позволяет в самом отдаленном уголке Земли встре­чаться с выдающимися популяризатора­ ми знаний. Например, курс европейско­го права профессора читают на английс­ком языке в Кембридже. А из тамошней студии – небольшого телепорта – сигнал с субтитрами на соответствующем языке поступает через спутниковый телепорт Современного гуманитарного универси­тета (СГУ) в 400 населенных пунктов по всему миру.

– То есть вы в самом буквальном смысле говорите об образовании взрослых как о “новой наднациональ­ной суперотрасли планетарного ми­роустройства”?

– Только так мы изменим подход к об­разованию: не люди будут ходить в мест­ную посредственную школу, а лучшие школы мира придут к людям на волне оцифрованного сигнала. У беднейшего миллиарда землян, которые живут без транспорта, школ, электричества и про­чих благ цивилизации, появится наконец лифт социальной мобильности. Не нуж­но возводить никаких образовательных “храмов” с колоннами, достаточно засне­женного склона в горах или лужайки, на которой чабаны пасут скот.

Дизельный генератор даст питание телевизору, ко­торый через спутниковую антенну стоимостью 150 долларов будет принимать сигнал нашего Всемирного университе­та дистанционного обучения (ВУДО).

Лишь одна эта технология станет “поез­дом жизни”, на котором целые племена, миллионы людей прорвутся в информа­ционное общество, перепрыгнув сразу несколько общественно-экономических формаций.

Активное образование

– А созданы ли еще какие-то новые технологии?

– Другое концептуальное решение образовательной проблемы в том, что мы ушли от пассивной формы обучения, при которой люди независимо от своих способностей и стремлений поглощают знания по одной-единственной програм­ме. Наш центр дистрибуции знаний предлагает активное образование: чело­век не только сам выбирает курсы по кон­кретным дисциплинам, но по каждому из этих курсов выбирает себе педагога.

– Пока довольно сложно предста­вить, как это происходит…

– Понимаете, ВУДО – не только учеб­ное заведение, но и всемирная биржа зна­ний, куда стекаются контенты лучших университетов и профессоров. Напри­мер, сотни популяризаторов физики из разных стран сдали в наше хранилище свои контенты, и каждый учащийся име­ет возможность “пролистать” их, чтобы выбрать тот, который больше придется по душе или лучше усваивается.

Пример­но так мы выбираем в магазине аудиоза­писи или фильм – происходит “естественный отбор”. Обратите внимание – я беру, я выбираю, а не мне дают. При­ чем в данном случае виртуальность поддерживает известный синергетический эффект, присущий очной форме обще­ния ученика с педагогом.

– Видимо, сами учащиеся все-таки иногда затрудняются с выбором. Мо­жет быть, в этом случае нужна по ­мощь тьютера?

– Само собой, тьютерство является одним из наших инструментов. А вот от тьютеров в обычных вузах проку немно­го – там студенты все равно вынуждены терпеть своих “аналоговых” педагогов, которые по 30 лет читают одни и те же лекции. Вместо образования часть ребят интересуется лишь сдачей “динозаврам” экзаменов и получением диплома. А другие вовсе забрасывают учебу. Двоечник – не всегда тот, кто туп. Это тот, кто снача­ла не понял, а потом постеснялся спро­сить, чтобы не показаться отсталым.

За­ частую виноват не двоечник, а бесталан­ный курс, но ни один педагог этого не признает. У нас же всякий получает воз­можность выбрать увлекательный курс по предмету, к которому ощущает тягу, сродство. Наша формула: независимо от стартовых условий человек в любой области за 15 лет с нуля может дорасти до профессора.

Неплохой гонорар

– Во Всемирном университете бу­дут вступительные испытания или до­статочно предоставить результаты ЕГЭ?

– Знаете, наше бесплатное образова­ние – горькая улыбка судьбы. Все равно оно платное. И выпускные экзамены, и поступление на бюджетное место пре­вратились в конкурс не столько знаний, сколько родительских связей и кошель­ков. Все эти испытания порождают стресс и коррупцию, а заодно усугубля­ют неравенство.

За бортом качественно­го образования навсегда остаются милли­оны одареннейших людей – миллионы исковерканных судеб. Разве они винова­ты в том, что на их малой родине нет уни­верситетского центра, что у их родителей нет денег на репетиторов и взятки? Зачисление в УДО производится на осно­вании собеседования, в ходе которого преподаватели выясняют, что абитури­ент: во-первых, адекватен; во-вторых, имеет мотивацию к учебе; в-третьих, го­тов личным трудом покрыть минималь­ные расходы.

– О каких суммах идет речь и как быть тому, кто вообще не способен платить?

– В отличие от Интернета, космичес­кие технологии в геометрической про­грессии уменьшают стоимость обучения по мере роста числа пользователей. Для одного человека космический телепорт немыслимо дорог. Для 100 человек – очень дорогое удовольствие. Но цена для одного из миллионов пользователей асимптотически приближается к нулю. К тому же стоимость обучения привяза­на к средней зарплате: например, в Мо­скве обучение стоит 900 долларов в год, а в Киргизии – 300 долларов. А уж если че­ловек очень беден, обучение оплатит наш фонд “Культура и образование в экстре­мальных условиях”.

Бедность – одно из таких условий. Кстати, среди учредите­лей Фонда отрадно отметить депутата Го­сударственной думы и выдающегося ар­тиста Иосифа Кобзона.

– Позвольте , но как при плате меньше 2000 рублей в месяц можно покрыть расходы на лучшую профессуру со всего света?

– Действительно, стоимость нашей 45-минутной лекции превосходит месячную зарплату российского профессора. По этой причине отечественные вузы и не пригла­шают в свои аудитории светил мирового уровня. Аудитория же УДО скоро прибли­зится к 200 тысячам человек, и если каждый из них заплатит лишь по 50 центов, свети­ло получит очень неплохой гонорар.

Вечные ученики

– Скажите, а как осуществляется обратная связь со студентами, провер­ка их знаний?

– Экзамены принимаются через Ин­тернет при помощи тестирования, кото­рое состоит из сотен вопросов; результа­ты оценивает автор соответствующего курса со своими ассистентами. Но в нача­ле студент устраивает самопроверку, пытаясь набрать максимальное число баллов и заново просматривая видео с записанным спутниковым сигналом. Если учащийся чего-то не понимает, то также через Интернет задает вопросы, ответы на которые приходят в течение суток. А ответы на часто задаваемые воп­росы размещены на портале Универси­тета. “Всерьез” студент приступит к сда­че экзамена после того, как почувствует себя готовым к высокой оценке.

– Какие возможности открывают­ся перед вашими выпускниками – ка­ков, так сказать, вес такого диплома?

– Здесь нет высшего образования в привычном понимании. Не покидая род­ных мест и даже не владея английским, студент получает за каждый изученный курс сертификат Кембриджского, Кали­форнийского, Принстонского или иного авторитетного университета в зависимо­сти от происхождения выбранного контента. Эти сертификаты признаются дру­гими учебными заведениями и работо­дателями. Например, студент СГУ из Казахстана, где 27 образовательных цен­тров, или из Киргизии, где таких центров свыше 15, может получить работу в любой из стран происхождения контен­та, предъявив сертификат.

– Между тем дипломы вышеназ­ванных зарубежных университетов в России не признаются?

– И точно так дипломы “обычных” отечественных вузов не признаются в большинстве стран. Когда потребуются другие знания, студент возобновит обу­чение, выбрав новые курсы. Эта непре­рывность отменяет понятие “выпускник” и тоже представляет собой новую техно­логию. А вот если у вас имеется диплом, скажем, Челябинского индустриального университета, то присовокупив к нему наши сертификаты, вы получите всемир­но признаваемый диплом ВУДО.

– Возможно ли спрогнозировать, когда человечество в массовом поряд­ке воспримет все эти новации?

– Новое образование быстро пробива­ет себе дорогу. Например, в Калинингра­де, где ректором филиала ВУДО работает бывший командир атомной подлодки, число студентов за два—три года достигло восьми тысяч. Однако этот процесс удаст­ся существенно ускорить, если сделать его приоритетом государственной политики и конституционно поддержать начавшееся создание необходимой правовой базы.

Навстречу будущему. Солидная марка — МА «ВО Знание» сегодня

Что такое Международная ассоциация “Знание” сегодня? Унаследовав от своего правопредшественника богатейший опыт распространения знаний, Ассоциация в условиях переходного периода в экономике обеспечила преемственность этого опыта. Причем заложенные Всесоюзным обществом “Знание” лучшие традиции просветительства не просто бережно сохранены, но и многократно преумножены.

Ныне МА “Знание” – со­лидный транснациональный бренд, под которым объеди­нились почти 30 неправи­тельственных международ­ных и национальных органи­заций. В их числе республи­канские, региональные, международные организации “Знание” Российской Федерации, Украины и Белорус­сии, Азербайджана и Арме­нии, Грузии и Казахстана, Кыргызстана и Таджикиста­на, Молдавии и Монголии, США и ряда других стран.

МА “Знание” обладает Генеральным консультатив­ным статусом в Экономи­ческом и социальном Сове­те (ЭКОСОС) ООН, в Организации объединенных на­ций по промышленному развитию (ЮНИДО), в Де­партаменте общественной информации ООН (ДОИ), является координатором по Восточной Европе и стра­нам СНГ сети неправительственных организаций сис­темы ООН “IRENE”.

Благо­даря этому Ассоциация ак­тивно участвует в разработ­ке глобальной повестки дня и программ ООН на XXI век. Лишь за последние полтора года прези­дент “знаниевцев” и председатель Межгосу­дарственного комитета СНГ по распростра­нению знаний и образованию взрослых Е.М. Малитиков выступил с докладами в Кемере (Турция) и Женеве (Швейцария), Валенсии (Испания) и Аммане (Иордания), Санта-Кларе (США) и Вене (Австрия), во многих дру­гих столицах мира и СНГ.

Высокий авторитет ООН позволил “знаниевцам” вдохнуть новую жизнь в процесс образования взрослых, сделав его высокотехно­логичным, перманентным и общедоступным. Старые слова “Знания – массам!” из лозунга превратились в реальную практику наших дней и наших современников.

Учрежденные национальными общества­ми “Знание” негосударственные институты и центры позволяют выучиться на финансово­го аудитора и бухгалтера, менеджера и стра­хового агента, юриста и маркетолога. На кур­сах и семинарах взрослые осваивают начала медицины и иностранные языки, этику и риторику, даже уроки красоты и ведение домашнего хозяйства.

Но важнейшим достижением МА стало, конечно, принципиальное решение пробле­мы качества и производительности преподавания. Открытие новых супервузов – Всемир­ного университета дистанционного образова­ния (ВУДО) и Современной гуманитарной академии (СГА) – ознаменовало собой пере­ход человечества к новому способу распрос­транения знаний, при котором аудитория лучших педагогов мира становится практи­чески неограниченной.

Вот уже несколько лет космические теле­порты обеспечивают обмен популяризированными знаниями между ведущими университетами мира. Одновременно со­храняется вселенская специализация, при ко­торой, скажем, российская профессура экспортирует во всемирный центр дистрибуции преимущественно контенты курсов точных и естественных наук, в то время как прикладные и гуманитарные дисциплины в основном им­портируются из-за рубежа. А как подчерки­вает Ефим Малитиков, “вместе с передачей знаний происходит распространение ценно­стей” – взаимное обогащение народов. Одновременно решается и задача обмена дидактическими наработками ученых раз­ных стран. Так, профессура Оксфорда полу­чит доступ к образовательным методикам МГУ, и наоборот.

Революционные технологии, которые внедряет МА “Знание”, вполне могут приве­сти к наступлению эпохи Нового просвеще­ния, в которой давно и остро нуждается человечество. Без непрерывной подпитки све­жими знаниями сотни миллионов трудящихся во всем мире относятся к своей работе, как к рутине, и в результате каждодневно пере­живают когнитивный диссонанс – психоло­гическое состояние человека, которому скуч­ны и неприятны выполняемые им действия./p>

Положа руку на сердце, нужно признать, что желанная цель едва ли не большинства работников – поскорее дотянуть до конца рабочего дня и буквально выключить разум, включив сериал. Вместе с толпами своих при­верженцев эта культура недумания засасывает в водоворот глупости даже редких своих противников.

Именно благодаря высоким творческим способностям ранние хомо сапиенс выжили в природных катаклизмах, став по-настояще­му разумными людьми и обретя дар речи.

МА “Знание” предлагает всем братьям по разуму развивать эти способности на протяжении жизни, превращая таким образом рутину в увлекательное занятие. В конце кон­цов, как говаривал еще Карл Юнг, “человек растет вместе с величием своих задач”.

Учимся жить в XXI веке. Концепция Ефима Малитикова

Человечество – совершенно уникальная разновидность земных ресурсов, обладающая очень специфической природой пополнения энергии, – через знания.
Владимир Вернадский.

Если вы считаете, что образование слишком дорого, попробуйте, почем невежество.
Дерек Бок.

Знание – Сила, когда его использует Жизнь

Традиционное образование в силу своей инерционности не поспевает за изменением мира. Возникла глобальная социальная проблема – недоиспользование каждым поколением своего ре­сурса, опыта, энергии созидания. Получив к 22–23 годам выс­шее образование, молодые люди являются носителями уже уста­ревших знаний. На протяжении последующих 5–6 лет они обыч­но увлечены карьерным “форса­жем” и порой (в зависимости от таланта и целеустремленности) добиваются немалых успехов.

Так многие из них зачастую оказываются высокопоставленными интел­лектуальными банкротами. Если же вспом­нить, что наша деятельность обычно отлича­ется от той, которой мы обучались в вузе, то не приходится удивляться, что мы живем в обществе где, как в сумасшедшем доме, лест­ницу начинают мыть с нижней ступеньки.

В результате человек в расцвете сил вынуж­ден “посторониться”, освободив место молодому носителю более современного знания, ко­торое, в свою очередь, тоже заметно отстает от генерального интеллектуального багажа чело­вечества. Так трагически сокращается эффек­тивное время каждого нового поколения, рож­дается комплекс отсталости и никчемности, ус­коряются духовное истощение и биологичес­кое старение и, соответственно, уход в небытие.

В свою очередь, новое поколение также окажется в страдательном залоге образовательного несовершенства и еще быстрее бу­дет вытеснено на обочину следующей гене­рацией молодых людей, оседлавших более современные технологии и подходы к реше­нию всевозможных финансовых, экономичес­ких, научно-технических задач.

Привычная система образования отстала от жизни, создав растущую “цифровую” пропасть. В мире почти миллиард абсолютно безграмотных людей, да и остальные в значительной степени лишены современных зна­ний. В итоге миллиарды людей не могут тол­ком ни зарабатывать, ни адекватно участво­вать в научно-техническом прогрессе и куль­турной жизни.

Растущая конкуренция на рынке труда, структурные изменения в промышленности, связанные с ликвидацией целых отраслей и закрытием большого числа предприятий, военная реформа, в результате которой ог­ромное количество военнослужащих вынуждены приобретать новые профессии, ведут к росту социальной напряженности и неста­бильности в обществе.

Именно, безграмотность и – как следствие – неконкурентоспособность привели к тому, что половина населения планеты живет на один–два доллара в день. А еще сотни миллионов живут в полной и беспросветной ни­щете, не дотягивая даже до этих, мало совместимых с цивилизованной нормой цифр.

Усугубляющим обстоятельством являет­ся глобальный дефицит преподавателей: из 59 млн. штатных мест заполнены лишь 45 млн. Действующие педагоги сами нуждаются в широком обновлении своих знаний, отказе от консервативных взглядов на образование, ос­воении новых технологий передачи знаний.

Жизнь – это Наука, ставшая Знанием

Когда-то Сократ учил индивидуально, а Платон создал академию, где было лишь не­сколько учеников, – они учились, беседуя на прогулках. Ученики “делали жизнь” со свое­го учителя, проникаясь его представлениями о мире и копируя даже образ его мыслей. Прошли века, обществу потребовались тысячи образованных специалистов, и класс­но-урочная система сменила платоновскую.

Сегодня учителя являются продуктом “аналогового” прошлого и заложниками этой системы – ограниченной по технологии и производительности, совершен­но негодной в глобализирующемся мире. В безнадежно устаревших образова­тельных инструментах кроется причина неустойчивого развития – заболевания цивилизации, инкубационный период которого пока неизвестен.

Здесь же и кор­ни вооруженных конфликтов по всему миру: семена войны зреют от неравномер­ного и неравного развития; предотвраще­ние ненависти – в образовании и знании. Старая система настаивает, что глав­ный фактор успешного образования – непосредственный контакт между учени­ком и учителем. Но в третьем тысячеле­тии этот фактор уже неэффективен: пре­подавательская опека подавляет природ­ные качества личности, которая нуждается в самостоятельном по­иске истины, профессии, цели. Нужно преодолеть менталь­ное эго педагогов-просветителей, выдающих свои компиляции за “мои знания”, “моя лекция”, “мой курс”, “мой контент”.

Они упуска­ют при этом, что их лекции и контенты существуют для всего жаж­дущего знаний человечества. Гово­ря языком финансистов, необразо­ванные люди – “красное сальдо” и тяжелая ноша на плечах мировой экономики. А вот при доступе к образованию они становятся ее по­ложительным балансом. Знания не размазаны по пла­нете ровным слоем, словно масло по хлебу. Порой получить их можно лишь из рук уникального ученого с далекого континента.

Но рассчитывать на личную бесе­ду с автором курса – все менее по­зволительная роскошь. При существую­щем дефиците преподавателей современ­ному профессору нужны не класс, не 40-местная аудитория, а полумиллионная армия слушателей.

Ставка только на Интернет также не оправдывает себя в необ­ходимой мере – это сравнительно доро­гая и не везде доступная коммуникация. Но есть катализаторы, помогающие успевать за быстро меняющимся миром знаний: новейшие технологии. Современ­ный образовательный контент, адаптиро­ванный к виртуальной экспортно-импор­тной транспортировке, должен отправ­ляться из университетских телестудий че­рез спутниковые телепорты по целевому запросу в любую точку планеты.

И такое образование – уже реальность. Супертехнологичная образовательная структура – Современный гуманитарный институт, Современный гуманитарный университет и Современная гуманитарная академия (СГИ, СГУ, СГА). Эта триада ро­дилась в России и располагает собствен­ным космическим телепортом, покрываю­щим более 400 городов в 14 странах.

Межгосударственный комитет СНГ по распространению знаний и образова­нию взрослых и генеральный консуль­тант ООН Международная ассоциация “Знание” совместно с английской компа­нией SatEduNet выдвинули идею “остро­ва будущего” – Всемирного университе­та дистанционного обучения (ВУДО). Технический центр ВУДО обеспечивает НИИ космических систем при поддерж­ке Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского “Знания на экспорт!” – вот выдвигае­мая нами новая теория успеха для всех образовательных и университетских цен­тров мира, его социальная и экономичес­кая составляющая.

Как планетарный ди­стрибьютор современных знаний, ВУДО становится гарантом обеспечения миро­вой экономики высококвалифицирован­ными трудовыми ресурсами националь­ного и международного уровня.

Между Наукой и Жизнью пролегает Знание

Еврокомиссия еще в конце 1980-х пришла к выводу, что без конкуренто­способной системы образования взрос­лых не может быть конкурентоспособной рабочей силы, а без последней – не мо­жет быть и конкурентоспособной эконо­мики. Вот почему в бурлящих информа­ционных потоках повседневности перво­очередной задачей становится общедоступное образование людей на протя­жении всей сознательной жизни (двухнедельные курсы повышения квали­фикации – это не образование взрослых, а бюрократическое очковтирательство).

Во-первых, необходимо на менталь­ном уровне изменить старую формулу: “Знания – на всю жизнь!” на современ­ный запрос и установку: “Знания – через всю жизнь!” Во-вторых, важно добиться реального, а не декларативного включе­ния образования взрослых в приорите­ты политики государств в качестве над­национальной внебюджетной суперотрасли планетарного мироустройства.

Доступ к прикладным знаниям про­длит наставническую функцию взрослых и пожилых людей, избавит их от попол­нения обреченной армии, живущей в уза­коненном страдательном залоге на пен­сионной обочине в горестном ожидании “своего часа”. Подлинное, а не “этикет­ное” уважение к пожилым благо­творно скажется на их здоровье и продолжительности жизни, что обернется снижением расхо­дов на медицинское обеспечение.

Интеллект, опыт и мудрость ста­рейшин обеспечат скачок каче­ства жизни, снизят озлоблен­ность и преступность в обществе. Непрерывное образование – это и есть тот инструмент, та удочка, которая остановит протя­нутую руку нищеты, создаст ра­бочие места, минимизирует хао­тическую миграцию. Доказатель­ством данному утверждению слу­жит 15-летний опыт работы СГУ, чья виртуальная аудитория в 4 тыс. раз больше классической.

Обучение 175 тыс. студентов по 68 специальностям обеспечи­вают с использованием спутнико­вых технологий 2,5 тыс. профессо­ров. Затраты на обучение одного челове­ка составляют 5 долл. в год, в то время как стоимость удаленной учебы через Интер­нет дороже в сто с лишним раз. Космические “двери” ВУДО и триа­ды СГИ-СГУ-СГА распахнуты для жите­ лей столиц и далеких деревень, горячих точек и высокогорных аулов независимо от их гражданства и национальности, уровня материального достатка и владения иностранными языками.<

В ближайшие десятилетия экономика и политика всецело будут определяться не только “черным золотом”, но и таким ресурсом, как “серое вещество”. Инвести­рование в образование дает гораздо боль­шую отдачу, чем в любую другую сферу. Глобальная семья образованных и посто­янно обучающихся взрослых не допустит стратегических судьбоносных ошибок.

Ефим Малитиков, академик, профессор

«Ты помнишь, как все начиналось?» Вспоминают ветераны

Сегодня рассказы очевидцев о “доцифровой” жизни Общества “Знание” кажутся “преданьями старины глубокой” – особенно когда сидишь в редакции за клавиатурой лэп-топа и мегабайты данных проносятся по широкополосному Интернету. Полезно напоминать себе, да и окружающим, что без того, “доинформационного” знания не было бы могучего знания нынешнего: как тонко заметил Вольтер, “книги делаются из книг”. Поэтому прислушаемся к тем, кто Помнит: вам слово, уважаемые ветераны.

Новые сапоги

До сих пор помню свою пер­вую лекцию-беседу, которая сто­ила мне новых хромовых сапог. Я подготовил неплохой матери­ал на тему “Комсомол и моло­дежь в годы Великой Отечествен­ной войны”. Мне дали “путевку” прочитать эту лекцию-беседу в блоковских местах – для молоде­жи д. Тараканово, что в 15 км от Солнечногорска.

Был конец марта 1953 г. От­правился в путь рано утром, пока еще земля кое-где была подморожена. Решил срезать лесную дорогу, но в итоге, наобо­рот, ушел далеко в сторону. Солнце пригрело, земля оттаяла, дорога превра­тилась в сплошное месиво. На моих новень­ких хромовых сапогах были еще одеты кало­ши, тогда это было даже модно. Вначале уто­пил одну калошу, потом и другую. Промокшие сапоги после сушки в деревенской печке скрючились, и надеть их я уже не смог.

В благодарность за хорошее выступ­ление ребята обули меня в старенькие, видав­шие на войне виды кирзовые сапоги, и на другой день я вернулся в город на попутной по­возке. Конечно, этот “подвиг” не нашел одоб­рения у тещи, которая буквально накануне купила мне на рынке те элегантные сапожки.

Или другое памятное событие. По “путе­вке” мне было поручено выступление о 40-й годовщине Великого Октября перед колхозни­ками д. Ожогино, что в 10 км от города. Закан­чивалась уборка картофеля, поэтому встреча состоялась поздно вечером. Хозяйка избы, где проходила беседа, предложила остаться:

– Куда же ты, сынок, на ночь глядя, в темь по лесу пойдешь? Не приведи господь, заблудишься еще, места-то здесь глухие.

Но я гордо ответил, что в войну ходил по немецким тылам, подрывал мосты, железные дороги и не блудил, находил дорогу. И по­платился за самоуверенность: не вышел на ту дорогу, что вела в город. Бродя ночью по лесу, не раз вспоминал слова этой бабули. Домой вернулся лишь под утро.

А после выступления в клубе д. Талаево сломалась вилка переднего колеса моего трофейного велосипеда “Симсон-Зуль”, который привез из Германии после демобилизации. Не выдержала немецкая техника колдобин талаевской дороги, и велосипед весь обратный путь ехал на мне.

Вот так мы, молодые люди, свежеиспеченные лекторы, докладчики, беседчики, бывшие фронтовики пробовали себя на другом, мирном идеологическом фронте. Впоследствии я стал завучем, преподавал историю и обществоведение в Солнечногорс­кой средней школе ¹7.

А в 1962-м пригласили меня в горком партии заведовать отделом про­паганды и агитации. Здесь пришлось не толь­ко самому выступать с лекциями по общепо­литическим и международным вопросам, но и отвечать за всю лекционную пропаганду в районе. Ведь правление общества “Знание” находилось в системе работы нашего отдела. Район был пионером в ряде начинаний.

Например, каждую четвертую пятницу месяца весь партийно-советский, хозяйственный актив во главе с 1-м секретарем горкома выходил в трудовые коллективы с лекциями по определен­ной теме, которую намечал и готовил наш от­дел. Это было непросто, хлопотно и ответствен­но. Потом Ленинские пятницы стали проводить­ся в ряде других районов Московской области.

Почему Ленинские? Дело в том, что именно в пятницу 30 августа 1918 г. было совершено по­кушение на В.И. Ленина, который выступал пе­ред рабочими завода им. Михельсона. Были в деятельности солнечногорского “Знания” и так называемые “Дни бригады”, “Дни животноводства”, когда специалисты сельского хозяйства шли со своим словом к труженикам села.

С благодарностью называю сегодня кори­феев лекторского мастерства, оставивших свой добрый след в сознании солнечногорцев. Это Д.В. Поляринов, Д.Д. Устюков, М.И. Каза­ ков, Н.А. Леонтьев, А.Н. Теплов, А.А. До­ рошенко, В.И. Холод, С.П. Заякин…</

С осо­бой благодарностью вспоминаю Виктора Васильевича Самарова, 1-го председателя правления солнечногорского “Знания”. Отставной майор, фронтовик, он был влюблен в свою работу, и его любили лек­торы. И, конечно же, называю Надежду Михайловну Володину, которая более 30 лет успешно справлялась со своей рабо­той, всегда была на высоте.

Кстати, нынешний президент МА “ВО Знание” и председатель Межгосудар­ственного комитета СНГ по распростра нению знаний и образованию взрослых академик, профессор Е.М. Малитиков – земляк, солнечногорец, мой бывший уче­ник. Одаренная природой личность! Еще тогда, в 1950-х, в школе его глаза свети­лись радостью, едва он узнавал что-то новое. Любил спорт, хорошо шла легкая атлетика, отлично ходил на лыжах.

Теперь остается лишь удивляться ши­роте его взглядов на окружающий мир, огромному масштабу деятельности и разнообразию увлечений. Ефим Михай­лович известен не только в ученом мире – недавно он удостоен званий Человека года и Посла мира.

Илларион Михайлович Ильин,

Почетный гражданин Солнечногорска,

Почетный ветеран Подмосковья

Рождение “АиФ”

Миллионы советских граждан имели членский билет Всесоюзного общества “Знание” и гордились им. Очень важным было то, что во главе правлений республи­канских, краевых, областных и районных организаций, научно-методических сове­тов, бюро секций Общества стояли автори­тетные, известные в научных и обществен­ных кругах люди – ректоры и заведующие кафедрами, доктора наук и профессора.

Научно-методические советы или сек­ции – это, по существу, объединения лек­торов по специальности. Имелись секции по разъяснению внешней политики и международных отношений советского государства, экономике, философии, юридическим, педагогическим, естествен­но-техническим знаниям, медицине и спорту, культуре, литературе и т.д.

Советы регулярно рассматривали тема­тику лекций, утверждали планы работы, ре­шали кадровые вопросы, организовывали учебу кадров, консультации и семинары лекторов, обсуждали конкретные лекции, готовили обзорные рецензии по тематичес­ким направлениям, рекомендовали дополнительную литературу, следили за матери­альным стимулированием труда лектора./p>

Примерно две трети лекций были платными, и предприятия перечисляли лектору гонорар. Остальные лекции назы­вались шефскими и читались бесплатно. Чем больший был спрос со стороны слу­шателей на конкретного лектора, тем боль­ше он мог прочесть лекций и тем больший процент лекций ему оплачивался.

Общество воспитало целую плеяду блистательных ораторов, комментаторов, пропагандистов. До сих пор повсеместно с огромным уважением и благодарностью вспоминают Вадима Загладина и Алексан­дра Бовина, Гавриила Попова и Николая Шишлина, Романа Михнева и Валентина Зорина, Леона Оникова и Глеба Цветкова, Николая Шмелева и Ивана Лаптева, Ми­хаила Сергеева и Юрия Бузулукова…

Настоящая лекция – это диалог, дис­куссия. Интересные и непростые вопро­сы, поступавшие во время лекций, “знаниевцы” передавали в лекторскую груп­пу ЦК КПСС. Оттуда наиболее острые вопросы направлялись для информации и принятия мер в руководящие органы партии и государства. На самые сложные из вопросов гото­вились типовые ответы, которые в виде информационного бюллетеня рассыла­лись в партийные организации страны, – с аргументами и фактами, цифрами и оценками.

Необыкновенный спрос на эту продукцию привел к увеличению тира­жей бюллетеня, в результате чего было принято решение превратить его в еже­недельник. Так появился печатный орган Всесоюзного общества “Знание” – “Аргу­менты и факты”. Спрос на эту газету на­столько быстро рос, что уже через год— два тираж достиг 30 млн. экземпляров, что стало рекордом книги Гиннесса.

Колоссальной популярностью пользо­вались и другие “инструменты” Общества. В режиме аншлага работал планетарий, школьники “оккупировали” Политехни­ческий музей, инженерно-техническая ин­теллигенция – Политехническую библио­теку, Центральный лекторий практически ежедневно проводил научные конферен­ции, встречи с выдающимися писателями, поэтами, учеными, деятелями культуры и искусства.

Но была в работе Общества и другая сторона. Ни одна жалоба, а их поступа­ло немало, не оставалась без реакции. Каждый лектор считал своим долгом помочь человеку в его беде. О жалобах, как правило, докладывалось в партийные и советские органы управления, и уста­навливался личный контроль за испол­нением задания и принятием конкрет­ных мер по устранению недостатков.

Конечно, сегодня технологическое и аппаратное оснащение “знаниевцев” со­вершенно иное. Оно позволяет эффектив­но разносить свет знаний через спутники по всему миру, включая высокогорные и далекие северные регионы. Недаром Меж­дународную ассоциацию “Знание” воз­главляет именно Ефим Малитиков – актив­ный пропагандист дистанционных форм образования. Целеустремленный, мобиль­ный, разносторонне одаренный человек, он воплощает в себе ум ученого, хватку биз­несмена и талант администратора.

Николай Кононович Головко,

Почетный член Президентского совета МА “Знание”,

1-й заместитель председателя правления Всесоюзного общества “Знание” в 1983–91 гг.,

ветеран Великой Отечественной войны, кавалер боевых орденов и медалей,

кандидат исторических наук.

Через знание – к прогрессу. Говорят руководители зарубежных обществ «Знание»

Некогда преобразование общества “Знание” в международную ассоциацию казалось вынужденной мерой, порожденной “парадом суверенитетов”. Лишь спустя годы стал понятен глубинный смысл этого события. Ведь в том же 1991-м был изобретен основной протокол транспортировки файлов через Интернет – HTTP (Hypertext Transfer Protocol).

Так началась информационная эпоха – стадия развития человечества, характеризующаяся ростом ценности знаний и созданных на их основе технологий по сравнению с традиционной продукцией промышленности и сельского хозяйства.

Знания стали накапливаться и распространяться с невиданной прежде быстротой, “не замечая” государственных границ. Сегодня МА “Знание” вооружена сверхпередовыми IT, но при этом бережно хранит память о прошлом: предлагаем вниманию читателя воспоминания видных “знаниевцев” из разных стран.

Нугзар Акакиевич Церетели, председатель правления Международного им. И. Чавчавадзе научно-культурно-просветительского союза “Общество Цодна” Грузии, Заслуженный журналист Грузии, член Президентского совета МА “Знание”, профессор

Последователи Чавчавадзе

Первое в Грузии Общество по распрос­транению грамотности создал в XIX в. вы­дающийся писатель Илья Чавчавадзе. А его ученик и общественный деятель из Аджа­рии Мемед Абашидзе подчеркивал: “Необ­ходимо приобщением к учебе-просвеще­нию увидеть друг друга, распознать врагов и друзей… И вот именно в этом деле учебы-просвещения, распространения печатного слова, публичным чтением и слушанием лекций и рефератов нашим братьям-грузи­нам по силам оказать нам великую по­ мощь…”.

Неудивительно, что учреждение Всесоюз­ного общества “Знание” было с энтузиазмом встречено в Грузии. В том же 1947 г. Иван Бериташвили, Акакий Шанидзе, Георгий Ахвледиани, Нико Бердзенишвили, Нико Кецховели, Константин Гамсахурдия, другие пред­ставители культуры, науки и техники осно­вали республиканское общество “Знание”, по-грузински – “Цодна”.

Председателем единогласно избрали первого президента АН Грузии, действи­тельного члена АН СССР, математика и ме­ханика Николая Мусхелишвили, чем под­черкивалась необходимость прочного взаи­модействия этих двух национальных учреж­дений. В последующие годы руководителями уже известного, прославленного Общества были председатель президиума Верховного Совета Грузии академик Георгий Дзоценидзе, президент АН Грузии академик Евгений Харадзе, академик Ангиа Бочоришвили, быв­ший президент АН Грузии Альберт Тавхелидзе, первый грузинский академик АН Тур­ции и первый посол Грузии в Турции про­фессор Нодар Комахидзе.

Общество “Цодна” объединяло 44 тыс. членов, здесь работало 500 штатных сотруд­ников, в автономных республиках и облас­тях, городах и районах действовали солид­ные организации. В течение года читалось 200 тыс. лекций, выходили брошюры и кни­ги 120 наименований тиражом до миллиона экземпляров, работало 155 народных уни­верситетов, 21 научно-методический совет и многое другое.

«Я старейший член этого общества и рад, что среди основателей в Москве и Тбилиси и я стоял у его колыбели, – подчеркивал поэт, академик Ираклий Абашидзе. – Рад, что на длинном пути в десятки лет “Цодна” достой­но служило и служит своему великому, благородному делу».

А академик Вахтанг Паркадзе вспоминал: “Даже в любое село… наш лектор входил с факелом знаний”. Многие видные ученые, активно сотруд­ничавшие с “Цодна”, удостоились медали академика С.И. Вавилова, высшей награды Всесоюзного общества: академики Г. Дзоценидзе, И. Векуа, Г. Ахвледиани, В. Гулисашвили, В. Купрадзе, П. Жгенти, А. Барамидзе, Н. Джавахишвили, Ф. Давитая, А. Зурабашвили, М. Лордкипанидзе, Э. Сехниашвили и другие.

Во время смены в Грузии общественных формаций и хорошо всем известных беспо­рядков деятельность Общества резко нару­шилась, причем многие стали характеризо­вать его как организацию, распространяю­щую коммунистические идеи. Однако пос­ле изучения архивов критики сами обнару­жили, что так называемые “идейные ” лекции не составляли и 0,5% деятельности Общества.

Ныне почетную миссию просветитель­ства продолжает Международный им. И. Чавчавадзе научно-культурно-просвети­тельский союз “Общество Цодна”. Сохране­ны и работают организации “Цодна” Абха­зии, Цхинвальского региона, Аджарии; инте­ресную и полезную для народа организаци­онно-лекционную деятельность ведут органи­зации “Цодна” Тбилиси, Имерети, Картли, Гурии, Рачи.

При “Обществе Цодна” функцио­нируют Тбилисский университет им. И. Чавчавадзе, терапевтический инсти­тут “Тбилиси”, Институт журналисти­ки и гуманитарных наук в Чиатуре , Сачхерский гуманитарный универси­тет. В Тбилиси, Батуми, Душети, Тианети, Ахалкалаки, Они, Мартвили от­крыты колледжи и средние специаль­ные училища.

Образовательные проек­ты Общества в основном охватывают высокогорные районы, что помогает закреплять там молодежь, и за что нам глубоко признательны местные жи ­тели. Воссоздана и оснащена на современ­ ном уровне типография, где выпускает­ся множество интересных книг и бро­шюр, а также печатный орган Общества – тематически разносторонний журнал “Ситква” (“Слово”).

В 1991 г. общество “Цодна” стало действительным членом и одним из ос­нователей МА “Знание” – правопреем ника Всесоюзного общества «Знание». В Ассоциации объединены аналогичные учреждения многих стран, что обеспе­чивает широкие возможности для упро­чения контактов и культурных взаимо­связей.

Валентин Андреевич Глушко, 1-й заместитель председателя общества “Знание” Украины, член Президентского совета МА “Знание”

Главная сила

Величие народа зависит не от меча и шпаги, не от валютных запасов, а от его просвещенности, от умения опираться на главную силу в обществе – человеческий разум. Недаром общество “Знание” Украины имеет символическую эмблему – раскрытую книгу с факелом, освещаю­щим широкую дорогу к знаниям, по ко­торой вот уже 60 лет шагают тысячи наших лекторов.

Отсчет своей истории украинское “Знание” ведет с далекого уже теперь 1947-го, когда был создан организа­ционный комитет во главе с президен­том Академии наук УССР, академиком А.В. Палладиным. Учредительное со­брание Общества 16 января 1948 г. явилось по сути собранием научной элиты республики: в число 423 делегатов вош­ли 61 академик и член-корреспондент, 117 докторов наук и 186 кандидатов наук. Кстати, почти половина из них были беспартийными. Председателем Общества стал Александр Владимиро­вич Палладин.

И в дальнейшем Общество возглав­ляли крупнейшие ученые: академики В.П. Комиссаренко, Ф.Д. Овчаренко, И.И. Ляшко, члены-корреспонденты АН УССР Н.Е. Сиваченко и И.И. Кондиленко. Особая роль в жизни нашей обще­ственной организации принадлежит вы­дающемуся философу с мировым именем – академику В.И. Шинкаруку, кото­рый около 15 лет был ее председателем, а потом и первым президентом. Имен­но при нем в ноябре 1990 г. состоялся уч­редительный съезд общества “Знание” Украины.

На рубеже столетий Общество воз­главил министр образования и науки, президент Академии педагогических наук Украины, академик НАН Украины В.Г. Кремень. Его инициативность и ком­петентность способствуют повышению эффективности традиционной и разви­тию новых форм научно-просветитель­ной работы.

В работе высших коллегиальных ор­ганов управления Обществом активно участвуют известные ученые – академи­ки НАНУ А.С. Онищенко, Л.В. Губерский, К.М. Сытник, академики АПН В.П. Адрущенко, В.М. Мадзигон, доктор философских наук В.И. Кушерец, доктор медицинских наук Ю.Г. Григоров, доктор экономических наук В.И. Мищенко и другие.

Базовые организации “Знания” дей­ствуют во всех областных центрах, Кие­ве и Севастополе. Плодотворно работа­ют учрежденные Обществом Украинс­кий дом экономических и научно-технических знаний, Украинский центр духовной культуры, Киевский, Донец­кий, Харьковский и Херсонский плане­тарии.

Одно из приоритетных направлений – освоение современных образователь­ных технологий с целью организации непрерывного образования взрослого населения, трудоспособная часть кото­рого насчитывает 29 млн. человек. Этой задаче подчинена и деятельность многих научно-просветительских центров Об­щества, действующих на хозрасчетной основе.

С целью обмена опытом, в том числе и в сфере внедрения образователь­ных технологий, успешно работает Центр, который совместно с Минобрнауки Украины организовывает и про­ водит международные выставки “Об­разование и карьера”. На протяжении последних лет как минимум дважды в год в таких выставках участвуют свыше 100 вузов, более 50 издательств, а так­ же десятки международных образова­тельных и научных учреждений США, Канады, Великобритании, Италии , Швейцарии , Австрии, других госу­дарств.

При поддержке органов государ­ственной власти Общество создает сеть народных университетов украиноведения. К чтению лекций в них привлека­ются ведущие преподаватели и специ­алисты НИИ украиноведения, Киев­ского национального университета им. Тараса Шевченко, Национального университета “Киево-Могилянская академия”.

В 2002 г. общество “Знание” Украины совместно с МА “Знание” и Современ­ным гуманитарным университетом” (ректор М.П. Карпенко) создали Универ­ситет современных знаний. Его главная задача – подготовка специалистов с выс­шим образованием экономико-управ­ленческого и гуманитарного направле­ний, в том числе с использованием совре­менных технологий дистанционного обу­чения.

С целью продвижения образова­тельных услуг к местам проживания студентов Университет создает сеть фи­лиалов в регионах, зачастую используя при этом материальную базу и кадровый потенциал областных организаций Об­щества.

Учрежденное в 2000 г. издательство “Знание Украины” позволило возродить в рыночных условиях выпуск научной, научно-популярной и научно-методи­ческой литературы. Большой интерес читательской аудитории, в частности, вызвало энциклопедическое издание “Философия политики”, которое объе­диняет учебник, краткий энциклопедический словарь, четыре тома философс­ких произведений, а также двухтомную “Дипломатическую энциклопедию”.

Всего же только в 2006 г. вышло 110 наи­менований книг, учебников и пособий общим тиражом свыше 400 тыс. экзем­пляров. К этому следует добавить издания, которые готовятся под эгидой Украинс­кого центра духовной культуры: “Укра­инский исторический роман” (30 томов), “Духовные сокровища Украины” (50 то­мов), “Украинская социологическая мысль” (15 томов), “История религии в Украине” (10 томов).

На протяжении всей независимой ис­тории страны флагманом среди перио­дических изданий Общества является всеукраинский общественно-политичес­кий и теоретический журнал “Трибуна”, который приобрел большой авторитет благодаря высокопрофессиональной и самоотверженной работе главного редак­тора и ветерана Общества, заслуженно­го журналиста Украины Валентины Меншун. Признанием важности нашей науч­ но-просветительской деятельности стали Указ Президента Украины “О мерах по государственной поддержке развития научно-просветительской деятельности общественных организаций” и соответ­ствующее распоряжение Кабинета ми­нистров.


Фазил Тахиров, Председатель правления общества “Знание”, директор Института государства и права Академии наук Таджикистана, академик

Надежда гор

Оргкомитет по созданию в Таджики стане общества “Знание” в 1947 г. возгла­вил ученый с мировым именем – акаде­мик Евгений Павловский. Он же был из­ бран первым председателем Общества, у руля которого впоследствии стояли крупнейшие ученые – академики Аллоутдин Богоутдинов, Мухаммед Асимов, Соли Раджабов, Хуршед Каримов, Заслу­женный работник Республики Сабзали Суфиев.

В числе самых активных членов таджикистанского “Знания” были видные представители разных отраслей науки – академики Зариф Раджабов, Абдугани Мирзоев, Гулям Алиев, Махмадкул Нарзикулов, Олег Добровольский, Вячеслав Красичков, Константин Порошин, Мусо Диноршоев, Рахим Масов, Абдурашид Рахимов, Бобо Сангинов, Юсуф Носиров, Рустам Юсуфбеков, Пулат Бободжанов, всемирно известные поэты Мирзо Турсун-заде, Мирсад Миршакар, Сатым Улуг-заде, профессора Карим Абдулов, Абдусаттор Мухтаров, Файзи Зикриеев, Усмон Каримов, Фахритдин Мирзоахмедов и многие другие./p>

Уже через несколько лет после со­здания Общество насчитывало в своих рядах свыше 5000 активных пропаган­дистов, а к 1 января 1976 г. численность членов составила около 26 тыс. Если в 1959 г. было прочитано около 40,5 тыс. лекций с охватом свыше 2,6 млн. чело­век, то в 1970 г. эти цифры составили со­ответственно 123 тыс. и 10 млн., причем лекторами были не только ученые, но и представители вузов, творческих со­юзов, различных отраслей народного хозяйства.

Важной формой просветительской деятельности в республике стали народ­ные университеты на предприятиях, в организациях, учебных заведениях. В 1985 г. свыше 10 тыс. членов общества “Знание” вели занятия в 1200 народных университетах по 20 дисциплинам; при правлении общества функционировали Центральный лекторий, республиканс­кий Дом народно-технической пропаган­ды и другие просветительские учрежде­ния.

При организациях Общества функ­ционировало около 40 комиссий по интернациональному воспитанию. Только в Курган-Тюбинской области за 1980–85 гг. по этой тематике было прочитано око­ло 10 тыс. лекций, а в целом по респуб­лике – более 90 тыс.

Большой резонанс получила областная научно-практиче­ская конференция по совершенствова­нию форм и методов интернационально­го воспитания в трудовом коллективе, ко­торая прошла в колхозе им. Ленина Кумсангирского района. Сюда были пригла­шены делегаты изо всех районов Вахшской долины.

Представителей по­чти 20 национальностей, трудящихся в этом крупнейшем многоотраслевом хо­зяйстве объединяли и созидательный труд, и дружба. Председателем правления колхоза был таджик, его заместителем – украинец, председателем местно­го комитета профсоюзов – русский, глав­ным инженером – латыш, главным бух­галтером – узбек, председателем женсовета – болгарка.

К 1986 г. республиканское “Знание” объединяло в своих рядах свыше 21 тыс. представителей интеллигенции, специа­листов, знатных производственников. Ежегодно в республике читалось до 200 тыс. лекций по различным отраслям зна­ний, проводилось почти 10 тыс. темати­ческих встреч с учеными, конференций, вечеров вопросов и ответов, дискуссий и других мероприятий.

Лучшие активисты Общества удоста­ивались государственных наград, напри­мер, лектор из Канибадамского района Тухта Темуров был награжден орденом Ленина, а лектор Шодмон Шохнаврузов из Горно-Бадахшанской автономной об­ласти – орденом Трудового Красного Зна­мени.

Ряд “знаниевцев” Таджикистана удостоились памятной медали им. С.И. Вавилова, были занесены в Книгу почета Всесоюзного общества. Сегодня “Знание” – одна из ведущих неправительственных организаций, являющаяся членом Общественного совета страны и Движения национального един­ства и возрождения Таджикистана, а так­ же членом-учредителем авторитетней­ шей Международной ассоциации “Зна­ние”.

Разнообразные формы лекционной и другой просветительской деятельнос­ти осуществляют 30 академиков, около 150 докторов наук, свыше 250 кандида­тов наук, сотни научных работников, около 100 специалистов различных от­раслей промышленности и сельского хо­зяйства.

Особое значение Общество придает обучению языкам, прежде всего государ­ственному – таджикскому, а также рус­скому, английскому, фарси, арабскому. Новым направлением стала подготовка профессиональных кадров: открыты кур­сы программистов, системных админи­страторов, бухгалтеров, парикмахеров, косметологов, медсестер по лечебному массажу и т.д.

В республике, 93% территории кото­рой расположены в горах, большое бу­дущее у дистанционного обучения. Уже созданы спецклассы с соответствующей аппаратурой, однако для внедрения ди­станционного обучения в практику не­обходима всесторонняя поддержка, ко­торую мы рассчитываем найти у МА “Знание” и лично ее президента академика Ефима Михайловича Малитикова – большого энтузиаста новых техноло­гий образования, в первую очередь взрослых.

Самбалхундэв Хаш-Эрдэнэ, председатель общества “Знание” Монголии, академик Всемирной академии Чингис Хаана, член Президентского совета МА “Знание”, член исполкома МА “Знание”, профессор

Знаменательная веха

Обширность территорий при малой плотности населения и разбросанности населенных пунктов осложняли охват населения Монголии услу­гами образования и информированности. Поэто­му 25 мая 1960 г. по иници­ативе видных монгольских ученых академика Б. Рин-чена, Ц. Дамдинсурэна и просветителя О. Намнандоржа состоялся учредительный съезд Общества по распространению науч­ных знаний Монголии.

Так возникла целая ар­мия просветителей, лекто­ры и добровольцы кото­рой доходили до самой от­даленной юрты любого уголка страны: добирались до скотоводов и охотников, рабочих и геологов, аратов (сельских жителей) и по­граничников. Со дня основания Общество тесно сотрудни­чало со Всесоюзным “Зна­нием”.

Благодаря лектор­ским обменам видные со­ветские ученые читали лекции в научных, образо­вательных аудиториях и встречались с простыми тружениками села, с рабочими предприятий. Боль­шой трибуной распространения знаний служил журнал Общества “Наука и жизнь”.

В 1991 г. при преобразовании Всесо­юзного общества “Знание” в Междуна­родную ассоциацию нам довелось уча­ствовать в учредительном съезде МА “Знание”. Однако несколько последую­щих лет деятельность МА скорее свора­чивалась, нежели развивалась.

Поэтому знаменательной вехой того периода ста­ло избрание президентом МА многоопытного ученого-практика и талантли­вого топ-менежера, академика Е.М. Ма- литикова.

После первых же обменов письмами и личной встречи у нас с Ефимом Михай­ловичем установилось глубокое взаимопонимание в общих проблемах развития и сотрудничестве во имя глобальной идеи “Через Знание – к Прогрессу”. Об­щество “Знание” Монголии стало систе­матически участвовать в мероприятиях МА, наладился постоянный контакт с ру­ководством Ассоциации, через членство в ее руководящих органах наша органи­зация активно участвует в выработке и принятии решений.

Особо следует отметить работу VI конгресса МА “Знание” в 2006 г. Его от­личали деловой настрой, дружелюбная атмосфера, максимально результатив­ный подход ко всем проблемам. Таков современный стиль работы Ассоциации и ее руководства. До сих пор большая часть граждан нашей страны проживает в сельской ме­стности, где доступ к информации весь­ма затруднен.

Из-за удаленности населен­ных пунктов также не обеспечен равный доступ к образованию, и этот факт в кон­це концов негативно сказывается на жиз­ненном уровне. Полный охват населения знаниями можно обеспечить, только ис­пользуя возможности Всемирного университета дистанционного образования, над созданием и расширением деятель­ности которого активно работает МА “Знание”.

Это для Монголии очень акту­ально. 20 с лишним лет жизни автора этих строк связаны с монгольским обществом “Знание”, а последние 10 лет непосред­ственно возглавляю его. Мы воспринима­ем 60-летие Всесоюзного общества “Зна­ние” как общий праздник, и по этому случаю заверяем, что в рамках МА “Зна­ние” будем и далее достойно нести зна­мя просветительства и образования.

Же­лаю всем нашим коллегам, Президент­скому совету и Исполкому МА “Знание”, его президенту академику Е.М. Малитикову больших успехов, счастья и благо­получия.

Журнал «Наша власть». «Обществу «Знание» — 60 лет»

СКАЧАТЬ