Выступление академика Ефима Малитикова
Председатель Межгосударственного комитета
по распространению знаний и образованию взрослых,
Президент Международной ассоциации «Знание»
Подготовка специалистов по исследованию космоса с помощью дистанционного обучения
«ЗЕМЛЯ – ЭТО КОЛЫБЕЛЬ РАЗУМА, НО НЕЛЬЗЯ ВЕЧНО ЖИТЬ В КОЛЫБЕЛИ» К.Циолковский
Современный этап развития мировой космонавтики характеризуется усилением интеграционных процессов в области освоения космического пространства. Увеличивается количество совместных космических программ, все больше стран вовлекается в сферу космической деятельности. При этом естественен рост потребностей в высококвалифицированных молодых специалистах и ученых. Однако, с другой стороны, мировая практика свидетельствует о достаточно сложной кадровой ситуации в космической отрасли, обусловленной отсутствием должного притока молодых специалистов и, как следствие, «старением» ее кадрового состава.
Одним из мощных инструментов системы подготовки и переподготовки специалистов по ракетно-космической тематике является дистанционное обучение, которое в последнее время приобретает все большее распространение.
Дистанционное обучение призвано решать значительную часть проблем, которые в современных социально-экономических условиях приняли глобальный характер в силу того, что традиционные формы получения образования и модели обучения не могут удовлетворить потребностей в образовательных услугах, обычно сконцентрированных в крупных городах или учебных центрах, и получении быстро обновляемых современных специальных знаний, которыми обладает ограниченный круг специалистов.
Основными приоритетными направлениями обучения, на наш взгляд, должны быть:
- экологический мониторинг и дистанционное зондирование земли;
- автоматические аппараты для решения хозяйственных задач;
- долговременные орбитальные станции и транспортные системы;
- освоение Луны и планет автоматическими и пилотируемыми аппаратами.
- распространение знаний и образования по новым научным дисциплинам, сформированные и развитые в научных школах, получившие мировое признание, в том числе в области динамики космического полета; практического
ракетного двигателестроения; уникальных систем управления ракетно-космической техникой, обладающие высокой надежностью; космической медицины и систем жизнеобеспечения пилотируемых космических систем; теоретического обобщения научной космической информации о Вселенной и планетах Солнечной системы; - изучение достижений в передовой технике проектирования, изготовления и эксплуатации сложных космических систем, создаваемых на основе со вершенной автоматики и микроэлектроники; дистанционного управления и контроля за космическими аппаратами, измерения параметров их движения на межпланетных расстояниях, а также в технике космодромостроения и много функциональных космических аппаратов на базе негерметичных платформ модульной конструкции;
- получение знаний по практическому использованию Космоса путем создания систем космического метеообеспечения; геодезических спутников; систем экологического мониторинга; глобального контроля природных ресурсов и состояния окружающей среды; глобальной системы телекоммуникаций и создание на этой основе единого информационного пространства России;
- переход от предметной системы образования к системе образования, основанной на выполнении комплексного проекта в области космонавтики с существенным расширением количества участников проекта на базе современных информационно-образовательных технологий с сохранением имеющихся знаний и опыта и новой системой непрерывного повышения квалификации, обновления и накапливания знаний.
Система дистанционного обучения и подготовки специалистов по ракетно-космической тематике, структура которой в общем виде представлена на рис. 1, является сложной территориально распределенной, многофункциональной системой, обрабатывающей, хранящей и обменивающейся между ее элементами разнородной учебной и научной информацией большого объема.
Современные университеты и учебные центры должны строить и обладать собственными космическими телепортами, становясь, по существу, телекомпаниями для обмена взаимноакцептируемыми лучшими контентами. Все они должны быть вовлечены в экспорт-импорт знаний через единый дистрибьюторский телепорт, который становится Планетарной Биржей Знаний, поставляющей их по запросу в любой конец мира, любому потребителю – от «индивидуала» до университета.
Следуя конверсионной доктрине военного производства Международная ассоциация «Знание» совместно с английской компанией SatEduNet выдвинула идею создания Всемирного университета дистанционного обучения (ВУДО) и обеспечения глобального покрытия в интересах мирового сотрудничества и международного разделения труда через взаимный обмен в виде экспорта-импорта знаний от ведущих университетов и профессоров мира.
Всемирный университет как дистрибьютор современных знаний — гарант обеспечения мировой экономики высококвалифицированными трудовыми ресурсами на национальном и международном уровне.
Организационно, юридически и уже фактически работа ВУДО началась усилиями Содружества Независимых Государств. Так, технический центр ВУДО обеспечивается Научно-исследовательским институтом космических систем при поддержке Российской академии космонавтики имени Константина Циолковского.
Международная Ассоциация «Знание» располагает суперсовременной образовательной базовой структурой. Это Академия, Университет и институт, которые одновременно являются ВУЗом, одной из крупнейших телекомпанией и электронной библиотекой, превосходящей по объёму библиотеку Конгресса США.
Она располагает собственным космическим телепортом, покрывающим более 400 городов в 14 государствах мира.
2500 профессоров обеспечивают обучение 68 специальностям 175 тысяч студентов.
Он входит в тройку самых крупных университетов мира.
Его виртуальная аудитория в 4 тысячи раз больше классической.
Использование системы дистанционного обучения для подготовки специалистов ракетно-космической отрасли позволит:
- расширить возможности получения знаний по ракетно-космической тематике
различными категориями граждан;
- обеспечить непрерывность процесса подготовки, переподготовки, обучения и
тестирования сотрудников космической отрасли за счет использования
современных технологий дистанционного обучения;
- повысить квалификацию специалистов, участвующих в космической деятельности, без отрыва от основного вида деятельности;
- сократить сроки подготовки новых специалистов за счет использования специализированных учебных программ;
- сократить сроки распространения знаний, навыков и опыта накопленных в
отрасли;
- сократить сроки обучения специалистов новым технологиям работы;
- сократить расходы на обучение специалистов.
Исходя из этого, Международная ассоциация «Знание» предлагает взаимовыгодное сотрудничество по таким направлениям, как:
- проектирование и создание технических центров и групповых терминальных комплексов дистанционного обучения;
- разработка электронных учебно-методических материалов (лекций, практикумов, тестов и др.);
- проведение лекций и занятий с использованием дистанционной формы обучения с привлечением преподавателей высших учебных заведений и организаций ракетно-космической отрасли;
- организация дистанционного обучения по различным специальностям в области космической деятельности: проектирование и создание изделий ракетно-космической техники, контроль, испытания и эксплуатация космических средств, динамика, баллистика и управление движение космических аппаратов и др.
Роль образования в устойчивом развитии человечества не достаточно оценена и не пересматривается долгие десятилетия. И здесь уместно напомнить слова Президента Гарвардского университета Дерека Бока: «Если вы считаете, что образование слишком дорого, попробуйте, почем невежество».
Традиционная система образования базируется на формуле: «Образование — на всю жизнь», Время потребовало другой формулы: «Образование — через всю жизнь».
Это должно стать приоритетом политики государств, составной частью законов и конституций, а затем — ментальной установкой человеческой цивилизации. Необходимо внедрение этой формулы во все усилия государств, чтобы успешно преодолевать существующие проблемы, достигать намеченных целей.
Благодарю за внимание!